Хакан Вальдемар и его багатуры - 2
qebedo — 19.01.2022 И велики кнезеСамый популярный герой русского былинно-старинного эпоса - не Илья Муромец, и даже вообще не кто-то из богатырей. В абсолютном большинстве старИн участвует князь Владимир Красное Солнышко. С другой стороны, ни в одной он не участвует в качестве главного героя, и вообще не совершает никаких деяний, которые можно хотя бы с натяжкой назвать героическими, уж тем более подвигом. Более того - все попытки филолУХов как-то описать его образ терпят крах: он "никакой", демонстрируя едва ли не в одном и том же тексте великодушие и мелочность, трусость и отвагу, мудрость и недалекость, широту души и зависть... И тому подобное. Иными словами, ничего, кроме имени, из биографии реального князя киевского Владимира I Крестителя (Святого), в былины не попало.
Владимир в старинах появляется всегда на пиру - он застольный персонаж
Начиная с имени - вопреки истории, былины отказываются признавать его сыном Святослава I Игоревича. Тут вообще всё очень интересно и "скреполомно" - стопроцентный варяг (сын Рюрика и Анонимы) И[нг]вар (Игорь) и стопроцентная варяжка Хельга (Ольга) родили кумира нынешних "славянских новоязов и патриотов России" Святослава (Сфендослейва - кстати, хакана Руси, это не хохма, а титул его, его сына и внука, который находят даже в граффити в соборе св. Софии). Который от какой-то ключницы (старшей служанки, либо жены ключника) Малуши сродил сына Вальдемара - впрочем, вряд ли мать его была скандинавкой, так что только по отцу... Но в текстах князь либо просто Владимир, либо с таинственным отчеством [В]Сеславич. То есть, единственным кандидатом на роль его отца становится полоцкий князь Всеслав I Брячиславич - которого летописная традиция считает оборотнем и волхвом (и в этом смысле прототипом богатыря Вольги-Вольха). И вообще именем Всеслав называли детей только в роду полоцких князей. Правда, в летописях встречается и особая форма отчества Святославич - Сесвяславич...
Вообще, "неуловимость" Владимира К.С. всегда смущала литератОрАведов. Несть числа самым диким и невообразимым теориям, почему так:
- Отголоски "германской дружинности" князя-варяга;
- Наложение на него образа Иованна Грознова Басилевица;
- Солнце в фольклоре не только доброе, но и злое - жаркое, жгучее, пекельное;
- Восточное влияние, где цари - трусы, интриганы и тираны (сик!);
- Неприязнь авторов старИн, дружинников-демократов, к деспотическому самодержцу;
- Происхождение большинства былин из Новгорода, где князь "работал ширмою";
- Прихоть каждого конкретного сказителя - добрый он, или нет.
Князь Владимир и княгиня Апраксия (кликабельно)
Владимир безвылазно и безвыездно обитает в Киеве, в своих палатах. Более того - практически всегда он на пиру. Мир ли, война, осаждают Киев идолища поганые, апокалипсис - князь жретЬ с боярами и дружиною. И с супругою - королевичной Апраксией (Апраксой, Опраксой, Опраксией - Евпраксией). Это исчо более загадоШный персонаж, чем ее муж - ни одну из известных нам из истории и литературы своременников жен Владимира Святославича так не звали - "чехиня" Аллогия (Олава), "грекиня" Предислава, полочанка Рогнеда Рогволодовна (Рёгнвальдсдоттир), некая Аделья, "болгарыня" Милолика, "другая чехиня" С[вя]тослава, "другая грекиня" Анна Порфигогенита - дщерь василевса ромеев Романа II. Однако ни с одной из них Апраксию соотнести нельзя - она "королевна", то есть королевская дщерь, а во времена Владимира в Чехии правили еще князья, а правителей РоманИи на Руси всегда звали царями.
Правда, имя Евпракия не такое уж частое, и есть всего несколько древнерусских княгинь, им названных:
- Звенислава Борисовна, дщерь Бориса Всеславича Полоцкого, однакож ее Евпраксией назвали после пострига, к тому же замужем никогда не была;
- Евпраксия Рогволодовна, дщерь Рогволода Борисовича Полоцкого и супруга Ярослава Владимировича Псковского - о ней и муже много написано в серияле об "Святом Александре и его семействе". Это уже XIII век, то бишь "малость поздновато" для Владимира Крестителя;
- Евпраксия Федоровна, дщерь князя дорогобужского Федора Святославича и жена московского князя Семена Гордого - снова уже XIV век;
- Евпраксия Рязанская, жена князя Федора Юрьевича, погибшая во время монгольского нашествия - опять XIII век.
Князь Владимир с королевною Апраксией
Детей у Владимира К.С. и Апраксии нету - парадокс, ибо у реального Крестителя одних сыновей народилось 13 штук и "не менее 10" дочерей. Если учесть, что сексуальность и плодовитость должны сопровождать фигуру могучего правителя "по определению", становится вообще жутко интересно, за какую тряпку держали сочинители старИн правителя Киева? Впрочем, есть при его дворе одна родственница... Ну как родственница - в былинах никто Забаву Путятишну (Путятичну) племянницей Владимира не называет. Но с "нелегкой руки" фольклориЗДа-пересказчика XIX века Василия Авенариуса она таки ж племянница. Девица красоты неописуемой, однако и больших о себе представлений, частый объект абъюза и вожделений всякоразных богатырей и чудищ поганых.
Самое интересное, что тысяцкий (командир городового полка - ополчения горожан) Киева Путята - почти исторический персонаж. Историк Василий Татищев упоминает его как слугу князя Владимира, участвовавшего в насильном крещении новгородцев. И ссылается на свою любимую Иоакимовскую летопись, которая утрачена и сохранилась только в цитатах Татищева. То есть, при дворе К.С. вполне мог иметься тысяцкий Путята, и он вполне мог иметь дщерь Забаву. Степень ее родства с княжеским семейством, конечно, вопрос спорный, но проживание при дворе и фактически в одном лице узурпация позиции "близкий человек семьи" позволяет говорить о высоком социальном статусе.
|
</> |