Гусарская баллада
vita_colorata — 12.05.2012 Я не специалист по военной одежде, я любуюсь некоторыми её видами издалека. Есть те, кто знает досконально, как выглядели ментики и доломаны, потому некоторые сведения я возьму с сайта, где написали кое-что об истории гусарского костюма. Когда снимают исторические фильмы, художник по костюмам консультируется у тех, кто изучает тонкости военного костюма определенной эпохи. Да и живописных портретов хватает для изучения этой темы.Мне любопытно влияние на женскую одежду. Пускай мужчины нас дразнят "обезьянами", - у нас просто хорошо развито эстетическое восприятие реальности. А гусар в полном облачении - красавец, ну как не захотеть такого же мундира ?
Гусары появились в Венгрии в 15 веке и были элитой кавалерии. Неслучайно куртка в гусарском стиле до сих пор называется "венгеркой". Возможно, что на костюм гусара повлиял народный костюм, как бы то ни было, постепенно сложился гусарский мундир в его полном великолепии.
Процитирую сайт : "
Наиболее примечательным элементом их ослепительной формы был доломан — цветастый мундир, украшенный двумя рядами золотых пуговиц и шнурами белого, красного или желтого цвета, со стоячим воротничком и остроконечными манжетами. Кроме того, на левое плечо набрасывалась специальная накидка (ментик), иногда сшитая из меха пантеры или какого-то другого дикого животного. Кожаные сапоги до голени, головной убор с кокардой и полевая сумка сабреташ (Фр. sabretache - в буквальном переводе с немецкого sabeltasche - карман для сабли) довершали этот образ. Гусары были опытными разведчиками, стрелками и охранниками и пользовались большой популярностью во многих европейских армиях, причем у каждого гусарского полка была своя форма, отличающаяся цветом и отделкой. Эта чарующая форма являлась ярким дополнением к героическому ореолу, окружавшему гусар:
Их отороченные мехом шинели, мундиры, облегающие лосины отличались разнообразием цветов и оттенков (небесно-голубой, темно-бордовый, серебристо-серый, светло-зеленый, ярко-синий, темно-зеленый), были украшены бахромой, вышивкой, шнурками, лентами и аксельбантами. Их шелковые пояса и меховые шапки (гусары носили каракулевые шапки, а гренадеры — из медвежьего меха)... Эти молодые люди, затянутые в модную форму, воистину имели гордый вид (Michel Ney, цит. по David 2003:12).
Эта форма отличалась такой сложной детализацией и была настолько стильной, что, казалось, исключала всякую военную деятельность. Со временем гусаров стали воспринимать скорее как «модных персонажей», нежели «военных героев». Молодые люди, не имевшие «никакого намерения рисковать своей жизнью на любом поле боя дальше Пале-Рояля, предпочитали военные воротнички а la hussarde (фр. — по-гусарски и наглухо застегнутые пальто».
Впрочем, постепенно большее внимание начинает уделяться не ярким краскам, а качеству покроя. Офицерская форма сохраняла цветные декоративные элементы, подчеркивающие количество совершенных подвигов или обозначающие чин, но со временем власть, статус и место в иерархии стали выражаться через «приглушенные» цвета — черный, серый, синий, белый и хаки. Яркие же цвета использовались для галстуков, головных уборов, украшений, медалей. Благодаря этой комбинации французской военной форме «завидовала вся Европа». Это побудило другие европейские страны вступить в соревнование за «самую ослепительную и блестящую» военную форму»:
Что и говорить ! Эта стильная, в нашем современном понимании, форма обеспечивала кавалергардам успех у прекрасного пола. Жизнь в городе начиналась с приходом "эскадрона гусар летучих", балы приобретали блеск, на щеках дам появлялся румянец, а у душек-военных была "в сердце томная забота, безымянная печаль".
Я даже назову эту форму сексапильной, разве нельзя назвать Давыдова с известного портрета Ореста Кипренского секс-символом своего времени ?
А уж в стихах Дениса Давыдова жизнь гусара воспета с лучшей стороны:
"Да, я гусар давно, всегда гусар
И с проседью усов я раб младой привычки
Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки !"
Слово какое вкусное "оттычка".
Хотя многие из них всё-таки были героями войны с Наполеоном, а не только прожигателями жизни. Эти генералы 12 года, воспетые Цветаевой, с глазами, как "бриллианты".
Кавалергарда век недолог , но прекрасен. Лихость в бою и на балу .
Понятно, что " застенчивым девушкам, жадным и юным, сегодня всю ночь приближались кошмары - гнедой жеребец под высоким драгуном, роскошная лошадь под пышным гусаром".
Форма шла почти всем, Лермонтов не красавец, но в форме тоже хорош.
Как-то я в Историческом музее в зале, где выставлены ментики, взялась пересчитать пуговицы, их получилось сто штук ! Но не только для красоты пришивались они, пуговица могла спасти жизнь !
Что доказал поручик кавалергардского полка Жорж Дантес. Пуговица спасла ему жизнь во время дуэли с Пушкиным. Поручик вел себя, как классический гусар, которому вменялось в обязанность иметь интрижку с дамой, пускай и замужней. Да и какие тут проблемы, когда "течет шампанское рекою , и взгляд туманится слегка, и все как-будто под рукою..."
Разумеется, одеть гусарскую форму для красоты впечатления хотели многие вплоть до царственных особ.
Например, король Альфонс , увековеченный художником Хоакином Соролла.
А это кто ? Даже не угадать сразу ! Уинстон Черчилль. Не всегда он был толстяком с сигарой после рюмки армянского коньяка, который предпочитал прочим , с думой на челе про Западный фронт.
А это молодой Николай Второй в 1889 году.
Принцесса Виктория-Луиза прусская. Какой у неё череп ! Ухх !
Еще она же. Обратите внимание, что все мундиры очень похожи.
Вот мы и приблизились к гусар-девицам. Кто был первой ? Надежда Дурова, протопип Шурочки Азаровой ? Она не была так хороша, как юная Лариса Голубкина, которая "девкой была бы краше". Но одевать военную форму дамы начали задолго до неё, были женщины-воительницы в истории, Жанны.д.Арк. Были еще и маркитантки, чей вид описан:
Грудь подбивалась, талия стягивалась, на бедра натягивались туго облегающие лосины, а на ноги - блестящие кожаные сапоги. Украшения отличались многообразием: серебряные аксельбанты, золотые погоны, канты, ленты на эфесах шпаг бархатная отделка, серебряные и золотые пуговицы, шелковые лацканы, медвежьи шапки, кивера (ивер представлял собой остроконечный головной убор цилиндрической формы, украшенный перьями (Schick 1978:246; Alber 199:44-6), шлемы с гребнями и развевающиеся плюмажи. Цвета тоже отличались экстравагантностью. Мундиры, ментики и брюки, казалось, могли быть любых оттенков — вишневого, небесно-голубого, желто-зеленого, малинового, сизого, индиго (McDowell 1997:78-9).
Женщина, одевая мужскую одежду не только стремилась к удобству в походных условиях и не только искала способ показать красивые ножки в лосинах. Она утверждала при помощи одежды равность мужчине. Царица Хатшепсут приклеивала себе мужскую бороду, Екатерина Вторая, решившись взять власть в свои руки, переоделась в форму офицера гвардейского Преображенского полка. На портрете В. Эриксена она изображена верхом на своем коне Бриллианте в свой звездный час дворцового переворота.
Кавалергарды появились в России в 1724 году в качестве почетного сопровождения кортежа во время коронации Екатерины Первой.
Екатерина Вторая не забывала, кто её поддержал, в кавалергардском полку служили её фавориты. Она выходила к своим красавцам-военным в специальном мундирном платье и даже повелела, чтобы дамы шили себе мундирные платья.
Мундирное платье представляло собой микс из военного костюма, национальных мотивов, элементов французской моды того времени. С одной стороны, форма, с другой , стремление вернуть национальные мотивы, изгнанные Петром Первым, с третьей - просвещенный демократизм хотя бы в отношении двора. В книге Благово Рассказы бабушки" как раз написано о платье, которое одевали на "куртаги": " У матушки было платье: юбка была атласная, а сверху вроде казакина или сюртучка довольно длинного, из стамеди стального цвета с красной шелковою оторочкою и на красной подкладке".
Мундирные платья впрочем не прижились, а платья Екатерины сохранились с некотором количестве, а с ними и её габариты, кстати.
В 70 е годы 19 века, между прочим, был в моде дамский костюм по примеру гусарского , называвшийся "денисом". В честь Дениса Давыдова, естессно.
Нет у меня фото такого костюма, но есть костюмы из собрания музея Виктории и Альберта.
Дамы с удовольствием использовали элементы военного костюма , когда дело доходило до конных прогулок, в историю моды он так и вошел под названием "riding costume" - костюм, который держали для охоты и просто для поскакать по росе на любимом коне.
1770 год.
1850, видно, как похож костюм женщины вплоть до головного убора на мужской гражданский костюм того времени.
Отделка сутажом сразу вызывает в памяти гусарские мундиры.
1885-86
К слову сказать, военным мы обязаны многим. Сами названия : кардиган, реглан - на самом деле фамилии мужчин, которые ввели в моду определенный покрой. А галифе, которое стало модным вместо обтягивающих ногу лосин, связано с генералом Галифе, нога которого была изуродована в сражении. Не желая демонстрировать всем увечье, он одел на бал брюки специального покроя, и тут же стал законодателем мод !
И этот фасон тоже прикарманили женщины !
Галифе теперь постоянный участник дефиле, говоря в рифму. Покрой, который периодически снова на пике моды.
Вот, например, коллекция от Гуччи -лето 2011. Обратите внимание не только на галифе, кожаные куртки тоже отдаленно напоминают своей бахромой бахрому на эполетах, а поперечные складки и тиснение на жакете справа - ментик гусара.
Или вот этот скромный жакет с отделкой и двойным рядом пуговиц, он вполне "милитари".
Недавняя, 2009 года коллекция от дома "Balmain", современные кавалерист-девицы. Пускай они теперь оседлывают"харлей-дэвидсоны", а не коней, историческая подоплека нам видна.
Коллетт Динниган, 2010
Ну, и коллекция от AF Vandervorst этого лета. Ментик стильно было носить слегка спущенным с плеча. еще во времена Дениса Давыдова. А полковое знамя вполне подойдет для юбки.
Цитаты об истории военного костюма отсюда : http://www.histclo.ru/military-form-2.html
|
</> |