Гусь-Хрустальный. Хрусталь

Теперь о хрустале, стекле и музее.
Напомню, музей хрусталя располагается в бывшем Георгиевском соборе, построенном Л.Бенуа.

DSC06846.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06667.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06718.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
До революции в каждой арке висела такая люстра, было их 12 штук. Во время революции все люстры пропали, эта - 13-ая, сохранилась, видимо, потому что хранилась где-то в запасниках:

DSC06779.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Виктор Васнецов написал для украшения собора уникальные полотна. В том числе полотно «Страшный суд» площадью 50 кв.м:

DSC06717.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Это мозаичное панно выполнено по рисункам Васнецова:

DSC06714.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
В основу экспозиции музея Хрусталя были положены изделия из образцовой комнаты, которая находилась на хрустальном заводе.
XVIII - XIX век:

DSC06663.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06672.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06673.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06674.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06675.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
«Первое стекло (непрозрачное, почти черное) родила сама природа, и образовалось оно из раскаленной лавы, вырвавшейся на поверхность земли миллионы лет назад, позднее (55 веков назад) человек научился изготавливать стекло сам. Родиной искусственного стекла ученые называют Месопотамию и Древний Египет. К XV в. до н. э. стекло массово производилось в Египте, Передней Азии, на о. Крит. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к 2000 г. до н. э.
Стеклянное ремесло издавна считается одним из старейших и самых уважаемых в Европе промыслов. разумеется, свои мастера и мастерские были во всех европейских государствах, но в наибольшей степени благодаря данному искусству прославились Богемия (историческая область современной Чехии) и Венеция (Италия). Муранское стекло (названное по месту производству – острову Мурано) отличается своей изящностью, прозрачностью и разнообразием цветовых эффектов. Но уже в XIII веке в Богемии появились достойные аналоги итальянского стекла местного производства.
Древняя Русь также не была здесь исключением, секреты производства стекла были известны ей тысячи лет назад, а широко эта отрасль стала развиваться в первой половине XI в. При раскопках в культурных слоях, относящихся к XI-XIII вв., было обнаружено множество мастерских по производству стеклянных бус и браслетов, которые были тогда очень модными украшениями. Таким образом, первоначально стекло и изделия из него появились не как предмет первой необходимости, а как предмет искусства, роскоши.
В первой половине XVII в., англичане заметили, что, если в исходный материал для изготовления стекла добавить оксид свинца, изделие становится идеально прозрачным, сверкает множеством граней и приобретает необычайный звук. Новое стекло очень напоминало кварц, который еще древние греки называли словом «κρψσταλλοσ» (кристалл или хрусталь), из которого вырезали печати, сосуды, украшения, зажигательные линзы, с помощью которых зажигали как олимпийский огонь, так и огонь на жертвенниках. У римского императора Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов кварца; современники его уверяли, что вино в них при хранении вceгдa ocтaвaлocь пpoxлaдным. Но больше всего поражает xpycтaльный чepeп индeйцeв мaйя, выpeзaнный в нaтypaльнyю вeличинy из цeльнoгo кpиcтaллa; уникaльнaя cиcтeмa линз, ycтpoeннaя внyтpи, cпocoбcтвyeт cвeчeнию глaзниц пpи пoмeщeнии c зaднeй cтopoны иcтoчникa cвeтa. Ha yкpaшeния из гopнoгo xpycтaля мoдy в Poccии ввeлa Eкaтepинa II Вeликaя, которая и caмa нocилa гopный xpycтaль, и cвoим пoддaнным coвeтoвaлa. По аналогии с кварцем новый материал стал называться «хрусталь».
Забегая вперед, назовем виды хрусталя в зависимости от содержания в нем свинца: согласно ГОСТу в России: хрустальное стекло – 10% примесей; малосвинцовый хрусталь – 18-25% свинца; дорогой свинцовый – 25-30% свинца; элитный – более 30% свинца. В Европе: кристаллин – до 15% свинца; хрусталь – от 15 до 24% свинца; свинцовый хрусталь – свыше 24% свинца. В связи с этим нельзя не отметить, что оксид свинца, используемый для изготовления хрусталя – это достаточно токсичное вещество, которое официально признано канцерогеном; к тому же оно накапливается в организме и трудно из него выводится, в связи с этим посуда из него, при постоянном пользовании, может быть опасна для здоровья. Кроме того, хрусталь не любит нагрева и иного теплового воздействия, а также, солнечного света. При нагревании, содержащиеся в хрустальной посуде соединения свинца могут попасть в пищу; он, в частности, не должен длительное время соприкасаться с алкоголем! Парадоксально, но чем прозрачнее, дороже и "элитнее" хрусталь, тем больший вред здоровью человека он в принципе способен причинить. Быстро портится хрусталь также и при мытье в посудомоечных машинах. Такую посуду нужно мыть мылом, только руками, в чуть тёплой воде, поскольку из-за сильного нагрева хрусталь становится еще и мутным.
Среди аристократов прошлых веков была обычной такая болезнь, как подагра (одно из ее названий — «дворянская болезнь»). Одним из объяснений ее широкого распространения являлось использование знатью старинных хрустальных графинов для домашнего хранения спиртных напитков. Соединения свинца, содержащиеся в стекле, постепенно попадали в алкоголь и приносили непоправимый вред здоровью. При этом бедняки, которым хрусталь быль недоступен, и женщины, для которых употребление алкоголя считалось дурным тоном,
Настоящая история искусственного хрусталя в России начинается с истории Гусевского хрустального завода.
В начале XIX в. на заводе начинается выпуск свинцового хрусталя, не уступающего по качеству английскому. С новыми материалами меняется и техника украшения. Вместо гравировки и росписи на первое место выдвигается гранение, дающее возможность выявить ценные свойства хрусталя, его блеск и радужную игру. Начинается производство необыкновенно красивого и эффектного цветного хрусталя, который получают благодаря добавлению в стекло оксидов различных металлов, придающих хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, добавка оксида кобальт придает хрусталю чистые синие тона, кадмия или золота - красный цвет, кремния – розовый; добавление оксида меди делает его зеленым, а марганца - фиолетовым.
Начиная с 1829 г. завод являлся постоянным участником практически всех мануфактурных выставок и неоднократно удостаивался золотых медалей за качество продукции, за что получил право на использование Государственного герба России на своих изделиях, а в 1856 г. государственной символики от Министерства финансов. Журнал Министерства Внутренних Дел отмечал, что «завод представляет собою образцовое учреждение не только в губернии, но и в целой России». Во второй половине XIX века Гусевской хрустальный завод продолжал прогрессивно развиваться.
В 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго изделия завода были награждены Бронзовой медалью и Почетным дипломом. Изделия в восточном стиле были приобретены европейскими музеями. В 1900 г. продукция завода экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и даже была удостоена Гран-При.
К концу XIX в. художественная гравировка и гранение хрусталя достигли на заводе высокого совершенства. Отличительная особенность гусевского хрусталя состояла в том, что при сравнительно невысокой стоимости изделий их качество и культура исполнения оставались на самом высоком уровне. По разнообразию методов и приемов украшения стекла завод не знал себе равных. Производство быстро реагировало на все новые достижения в области стеклоделия, внедряя разработки самых передовых стеклоделов мира. Завод удовлетворял потребности обеих столиц Российской империи, его продукция поставлялась во многие ее города и за рубеж. В начале XX в. отечественное стеклоделие, однако, переживало глубочайший промышленный кризис. Разорялись как крупные, так и мелкие предприниматели. Тем не менее Гусевской хрустальный завод был в числе предприятий, переживших этот кризис, и не только удержался на плаву, но в июле 1909 года в Москве открыл фирменный магазин по оптово-розничной торговле столовой посудой и хрусталем. К этому времени в ассортименте завода находилось уже более 6000 видов изделий.
Автоматизация производства позволила выпускать миллионными тиражами чайные стаканы, рюмки, блюдца, тарелки, пепельницы и т.д.»
Источник

DSC06677.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06681.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06685.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06688.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06691.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Гусевской хрусталь содержит 24% оксида свинца, поэтому обладает особой плотностью и оптическими свойствами. Хрусталь украшают гравированными рисунками, алмазными гранями, резьбой, шлифованием. Именно отшлифованные грани создают те самые узнаваемые радужные отблески, так хорошо знакомые с детства.
Начало XX века и советский период:

DSC06694.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06695.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06698.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06705.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06708.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06710.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06722.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06723.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06724.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
В музее можно увидеть и массовую продукцию хрустального завода, и уникальные авторские работы художников. Представлены изделия XVIII века: тяжёлые графины, фужеры с глубокими алмазными гранями, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. Многослойные вазы, флаконы, выполненные по образцам изделий известного французского художника Э. Галле, с приглушенными сине-фиолетовыми и золотисто-коричневыми «рисованными» пейзажами, датируемые началом XX века. Изделия 1920-х годов с декором в виде несложной гравировки и росписи цветными красками просты и лаконичны.

DSC06729.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06734.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06737.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06743.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06748.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06754.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06755.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06757.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06760.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06762.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06765.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06771.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06774.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC06775.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Но то, что завод выставляет на продажу сейчас на сайте, мне понравилось даже больше, чем часть музейной экспозиции.
В этом небольшом фильме можно посмотреть волшебство создания изделий из хрусталя:
Больше фото и в крупном размере можно посмотреть тут: https://imgsrc.ru/tatianayelkina/77036580.html
|
</> |