Гурзуф. Новое знакомство

Проведя первые полдня в Никитском ботаническом саду, мы поймали на ялтинской трассе 131-ю маршрутку и отправились в Гурзуф. Мы высадились из автобуса на остановке «Ялтинская улица» у «Ривьеры». И настолько ошеломились увиденным, то даже не сделали ни единого кадра... Не сказать чтобы эти огромные современные здания, высящиеся на фоне гор, были некрасивы. Просто эта эстетика оказалась такой неожиданной... В эти мгновения, глядя на высотные строения из стекла и бетона, на панорамные площадки, на огромные белые скульптурные руки, смыкающиеся на фоне горного амфитеатра, мы даже несколько растерялись. Показалось, будто мы попали в какой-то иной мир.
Галерея современного искусства «White Gallery», ради которой мы очутились в этом странном месте, оказалась закрыта. На звонки по указанному на дверях телефону отвечал автоответчик, и толку от его ответов было чуть. Жаль, в отзывах пишут, что место интересное, только звонить по телефону с сайта и договариваться о визите надо заранее. Купив в соседнем магазинчике вкусной выпечки и газировки — в качестве утешительного приза — мы двинулись вниз мимо многочисленных строек по бесконечной Ленинградской улице.
Вокруг нас была бесконечная стройка, и всё какие-то небоскрёбы. И гор уже не видно было снизу, сплошные стены домов. Сделалось немного жаль своих воспоминаний о чудных панорамах, открывавшихся снизу — когда могучий горный амфитеатр представал над долиной во всей красе. И очень жаль — и местных жителей, и отдыхающих, которые ещё недавно любовались с пляжей горами, а не новостройками...
Нам хотелось побывать на горе Болгатура. Мы видели её, возвышающуюся меж крыш. А меж тем спустились уже до забора «Артека». И, круто свернув вверх, принялись набирать высоту по улице Геологов.
Наверху мы с трудом отыскали нужный проход к кусочку Виноградной улицы, от которой начинается тропинка в урочище. Путь туда вёл через корпуса «Виллы Балгатура». И всё это — витиеватое, пышное, многоуровнево-башенное и, очевидно, дорогое — всё равно было из разряда небоскрёбов. Чужое, непонятное. Без души. Мы вздохнули с облегчением, когда наконец закончился подъём через помпезные строения. И начался реальный мир. Старенький и обшарпанный, но настоящий. Мы вернулись в реальность!
На гору нас повели деревянные ступени. Замечательно! Смотровые с новыми лавочками, ходи себе да любуйся.

И мы полюбовались горами — разглядели и Красный камень, где побывали в первый день...

...и недоступную «Беседку ветров» на заповедной яйле...
В море, недалеко от берега — скалы-острова Адалары напротив Шаляпинской скалы, к которой мы в юности бегали купаться через «Артек» и даже ходили в грот Пушкина на вёсельной лодке...





А прямо под нами открывался вид на купола Успенской церкви и Генуэзскую скалу, где раньше находилась Генуэзская крепость, а сейчас — гостиница лагеря «Скальный» Международного детского центра «Артек».


Под горой кипела стройка. Да какая! Вместо моря древесных крон теперь открывался вид на вырастающие ряд за рядом высотки. Да и «Артек» внизу у моря тоже успел превратиться в настоящий город.


В западной, старой части Гурзуфа тоже прибавилось новостроек, а конце линии пляжей продолжалось строительство...
Мы спускались к морю Пролетарской улицей, на которой когда-то безумно давно (в прошлом веке!) снимали комнату — жарким летом. Мы были молоды и азартны, жадны до путешествий. То лето оставило массу приятных воспоминаний, и теперь мы невольно вглядывались во все дворы: не здесь ли? И даже взгрустнули, увидев, как на месте снесённого дома начинается очередная стройка... Но оказалось — наш дом на месте! И всё почти как прежде: двор, дом, подъезд, окошки с кисейными занавесками... Разве что больше не сидела во дворе старенькая тётя Соня...

«Вот это да!» — выдохнули мы. И тут же разговорились с мужчиной, проживающим в этом самом доме и даже вспомнившим нашу давнюю хозяйку тётю Соню. А дом, как оказалось — это бывшая дача купца Панова. Облик которой правда сейчас скрыт за пристроенными к фасаду лоджиями — в наше время была всего одна или две, а нам повезло жить в самом доме на втором этаже, в старинной уютной комнате. Мы немного поговорили о том, как меняется Гурзуф. И о том, что время милых старых домиков уходит в небытие, домики ветшают, времена меняются... А бедных, как говорят, в этом месте быть не должно. Может, и простоит ещё дом купца Панова лет десять... А потом — высотки и виллы. Что ж! Разве же мы продержимся дольше?

Мы распрощались с нашим собеседником. Бросили прощальный взгляд на дворик. Смахнули слёзы. Пошагали дальше по улочке — вниз.



К проходным в могучей стене с надписью «Артек» напротив Успенской церкви, которую мы фотографировали с Болгатуры. Рядом толпился народ — ждал автобуса. Мы проверили расписание. И пошли прогуливаться по старинной парадной части Ленинградской улицы. Тут всё пока что было по-прежнему. Мы сделали несколько кадров на память.





И по знакомыми закоулочкам спустились пониже — к улице Чехова.

В который раз удивились количеству котов и кошек — и почтили вниманием скульптуру «Пенелопа», изящно восседающую на заборе...




А чуть дальше белела старенькая мазанка. В её дворе работало несколько живописцев. Тут радушный хозяин Бато Дугаржапов, знаменитый художник и человек большой души, принимает собратьев по профессии для совместных пленэров.
И Лена тихонько вздохнула.

Как же это здорово: иметь возможность вот так стоять во дворе Гурзуфского дворика с видом на море, писать, общаться с художниками в процессе работы...

Море внизу было пасмурным, день — прохладным, и выбираться на пляж не захотелось. Мы вернулись наверх.







Заглянули в магазин «Фундук» с крымскими сладостями и сувенирами. Восхищённо рассматривали лампы цветного стекла в витрине, любопытствовали, изучая деликатесы на прилавках. Сделали несколько покупок — и себе, и в подарок...

И поспешили на автобус. Надо было доехать до трассы, а там и вовремя подоспевший троллейбус любезно подождал нас, пока мы в компании ещё нескольких пассажиров резво выпрыгивали из автобуса и перебегали дорогу. Так что обратный путь в Алушту вышел у нас скоростным.
19 апреля 2024 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...