Груше — 50! И это не частная лавочка? Тогда или шейтесь выше, или мойтесь
tuchiki — 04.07.202350-ый юбилейный Грушинский Фестиваль, ежегодно проходящий в начале июля на Мастрюковских озерах под Самарой, обустроен нынче куда лучше, чем его собратья 60-х — 90-х прошлого века (с 80-го по 86-ой — «Груша» была под под запретом властей). Но тем, кто бывал на старых сходках авторской песни, смотреть на этот свежак 23-го года, наверное, грустно. Бардовская песня – после ухода мэтров – давно уже мало кому интересна, она превратилась в разновидность самодеятельности, а Груша, соответственно, — в вид семейного отдыха на природе.
Ведь на тех, старых, в жюри сидели «богатыри, не мы»: Александр Городницкий, Виктор Берковский, Юрий Визбор, Сергей Никитин, Вадим Егоров... А в лауреатах, в разные годы побывали Александр Дольский, Вероника Долина, Александр Суханов, Олег Митяев, Галина Хомчик...
Сходки эти были вполне себе аполитичные. Но и участники и гости на три блаженных дня забывали о режиме «развитого социализма», при котором им довелось жить и петь. С советской властью там не боролись. Ее игнорировали.
В этот раз произошел явный отход от традиций Груши. Хотя его «народный» статус до сих пор подтверждается многонациональной физиономией участников, съехавшихся на него, кроме бескрайних просторов России, и из многих республик бывшего Союза.
Произошел даже не отход, а небольшой скандал. Заварушка, короче.
Сначала конкурсная комиссия ввела запрет на любые патриотические, и в особенности, с СВО тематикой, песни. Правда, с возможностью для «патриотов» петь их на какой-то «альтернативной» площадке. Все же, пришлось в конце концов выпустить в заключительном гала-концерте на главную арену — «плавучую гитару» — Михаила Калинкина с окуджавской «Нам нужна одна победа». Калинкин — лауреат Грушинского фестиваля 2002-го года, зампредседателя центрального правления Союза десантников России, полковник запаса. При этом «судьи», сиречь, жюри фестиваля, сначала задержали начало концерта ("или мы, или Калинкин!), а потом, лицезрея десятки тысяч вставших и поющих вместе с Калинкиным зрителей (воистину, «поющая Гора»), демонстративно остались сидеть. Все, включая председателя жюри, и всех его членов, в том числе — Галину Хомчик. Председатель худсовета (не путать с председателем жюри) и хедлайнер фестиваля Олег Митяев в знак протеста против исполения этой песни не вышел потом на сцену.
Любопытно, что десять лет тому уровень толерантности у российских либералов был куда выше. Так что Калинкина, в постыдной для глаз любого порядочного человека российской военной форме, не гнушались допускать в чисто интеллигентскую московскую тусовку под названием «Гнездо глухаря». Ну, а песни у полковника запаса и их исполнение, такие вполне себе средне-бардовские :
К слову сказать, мне на только что окончившейся Груше категорически не пришлось бравурно воинственное, и, потому, безвкусное исполнение Михаилом Калинкином окуджавского шедевра.
Тем не менее, еще раз. Медленно.
Когда вся Гора пела до сих пор никем не превзойденное русского поэта и барда Булата Шаловича Окуджавы из всенародно любимого (мы были среди них, если вы позабыли) «Белорусского Вокзала», — члены жюри Грушинского Фестиваля демонстративно не подняли свои прогрессивные задницы. А его художественный руководитель так оскоромился этой песней, что и на сцену после ее исполнения выходить отказался.
Если бы это было частное мероприятие, осуществляемое на средства доноров, этот факт не стоил бы и упоминания. Можно не токмо не вставать с многотысячной Горой... Можно Калинкина с его постыдным патриотизмом и неуместной нынче окуджавской «Победой» и вовсе туда не допускать.
Однако, представьте себе, эти музыкальные гулянья под Самарой оплачиваются не из карманов щедрых доноров, а из подлых президенстких грантов (29 млн. рублей), и это, не считая средств из регионального бюджета и гранта Росатома.
Ну, а коли, это не частная лавочка — Или шейтесь выше, или мойтесь ниже, ребята.