Григорий Ревзин
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Но вот "мы живём, под собою не чуя страны"... В 20-е годы существовала такая Государственная академия художественных наук, ГАХН, она издавала бюллетени. Там только перечислялись заседания секций и доклады. Это довольно поразительное чтение, потому что там подряд следуют друг за другом Василий Кандинский, Густав Шпет, Георгий Винокур, Алексей Дживелегов, Михаил Бахтин, Ольга Фрейденберг, Алексей Лосев, Павел Флоренский и т.д. Поразительно не содержание, оно в этих бюллетенях предстаёт в виде кратких тезисов, и представить его можно только по тому, во что потом развернулись их доклады, поразительно то, что все эти несомненные гении собираются вместе, в одних стенах, читают доклады и слушают друг друга. Кого-то из них к началу 30-х извели, но кто-то остался и прожил долгую жизнь, и эти доклады развернулись в труды, которые перевернули мировой интеллектуальный ландшафт XX века. Но они никогда в этих трудах не ссылаются друг на друга, не вспоминают, и даже не приходит в голову, что эти люди думали друг о друге. В 20-е они все были вместе, в 30-е их разбросало бесконечно далеко друг от друга, каждый ушёл в своё дело, и больше они никогда не встретились.
Нет, кто-то, конечно, встречался, шляпу приподнимал – дело не в этом. Дело в том, что в 20-е они изучали основы мироздания, и эти основы отвечали им взаимностью. В смысле – мир действительно был устроен так, как они его увидели. Мир был карнавалом Бахтина и театром Дживелегова, вещи и понятия обнажились до своей герменевтической сущности в смысле Шпета или Лосева, в нём начинала действовать архетипическая логика Фрейденберг – каждое их открытие как-то цепляло сущность происходящего. Знаете, как бывает – какая-то идея, и вдруг всё переворачивается и становится ясным – вот так вертелись 20-е годы в этом поразительном интеллектуальном центре. Но вот ничего из действительности 30-х невозможно ухватить с помощью того интеллектуального аппарата, который они выработали. Товарища Сталина интересовали мифы, но это была совсем другая мифология, чем у Лосева, процессы 30-х выглядят как таинственные ритуалы с поеданием ещё живых жертв, но эти ритуалы не похожи на исследования Фрейденберг, культура 30-х очень театрализована, но этот театр не имеет отношения к истории западноевропейского театра Дживелегова и Бояджиева. Они не просто перестали взаимодействовать друг с другом, они перестали взаимодействовать вообще с чем-либо, и жили в ощущении, что то, чем они занимаются, теперь больше никому не нужно. В каком-то смысле так оно и было, скандал у Достоевского – это частное дело Бахтина. Вот это, по-моему, и есть "жить, под собою не чуя страны", и в этом смысле эта строка – самая важная в стихотворении. Как-то вдруг действительность утекла от понимания тех, кто для этого предназначен.
Хотя это были гении. Два года назад был запущен проект "Сноб" – журнал, портал, социальная сеть. Собирали туда по приглашениям разных известных личностей. Не ГАХН, конечно, даже совсем не ГАХН, но всё-таки какая-никакая, а элита. И примерно год проект развивался ни шатко ни валко, что в общем-то понятно. Один человек журнал издаёт, другой риелтор, третий девелопер, четвёртый художник, кто-то дизайнер, кто-то священник, кто-то устриц ест, а кто-то на бегемотов охотится. Не то чтобы люди находили, о чём бы им пообщаться. Но в этом году участники проекта как-то сами собой начали обсуждать советскую власть, бороться со сталинизмом в разных проявлениях, и как-то все оживились, объединились по интересам и стали переписываться. Одна дискуссия о творчестве покойной Валентины Толкуновой и особенностях эстрады в СССР растянулась на 50 страниц, и там возникли бои вплоть до больших жизненных драм.
Странная история с нами приключилась. Ничто современное нас не объединяет, и такое ощущение, что никому это не интересно. Последней большой парадигмой, объединявшей интеллектуальную элиту, был постмодернизм – кто-то с ним боролся, кто-то был яростным адептом, он открывался то в архитектуре, то в литературе, то в историософии, люди друг от друга вполне себе зажигались. Но это было 20 лет назад. Поразительным образом за 20 лет больше не возникло ни одной новой интеллектуальной парадигмы, и даже больше того, в воздухе висит какой-то скепсис по поводу того, что она может возникнуть. Мир, во всяком случае в окружающей нас местности, очень изменился по сравнению с моментом краха СССР, но люди больше не интересуются узнать как.
Казалось бы, новые экономические парадигмы, теории моды, пиара, новая историософия и новая политология должны быть у всех на слуху, но ведь этого и близко нет. То, что знакомо, опознаётся, но неинтересно в силу того, что это мы и так знаем, то, что не знакомо, люди будто отталкивают от себя, закрывая на это глаза. В сущности, наша картина происходящего неадекватна до изумления. Люди создают бизнесы, расширяют их, закрывают, придумывают новые формы жизни – мы не замечаем этого. Мы искренне полагаем, что деньги бывают двух родов, одни маленькие – зарплата, которую платят не вполне понятно за что, но раз платят, значит, им это нужно – и большие, и их воруют и получают в форме взяток (я прошу прощения у бизнесменов, они думают иначе, но их так не много, что можно не принимать их во внимание). Соответственно мы воспринимаем и государство, считаем, что оно притесняет, грабит, ворует, но сделать ничего нельзя, потому что всё решают без нас, и кругом ФСБ. Я извиняюсь, что говорю такие трюизмы, я не к тому, чтобы призвать меняться, я к тому, чтобы изумиться. Это, в общем-то, когнитивный аппарат времени позднего Брежнева, и фантастическим образом мы шагаем с ним по совсем другой реальности. Это всё равно как ходить в Тель-Авиве, ориентируясь по карте Киева.
Нет, конечно, каждый индивидуально, в своей области очень далеко продвинулся и делает что-то совсем не похожее на то, что он делал бы в СССР. Один журнал издаёт, другой риелтор, третий девелопер, кто-то дизайнер, кто-то священник, кто-то ест в Сицилии устриц, а кто-то охотится на бегемотов в Африке. Но это частное дело каждого, и другим-то что. Нам были даны 90-е, и это был последний период, когда было общее ощущение, что нужно понять, как устроен мир, и это интересно, и от этого много зависит. Теперь это прошло. Теперь такое состояние, которое и называется "жить, под собою не чуя страны". А коль хватит на полразговорца, так помянем кремлёвского горца. И тут уж понеслось куча мнений о том, какой он всё-таки был негодяй, подлинная страсть и даже какие-то призывы к борьбе с ним. Как так давно сдох? А поговорить?
И ещё чёткое ощущение, что всё фигня и ни фига не выйдет. Вот прямо с утра встанешь и понимаешь, что никакой модернизации не будет, враньё. Экономический спад не спадёт, пока ему самому не захочется, экономический подъём не состоится, даже если кончится экономический спад. И Медведев не перестанет быть президентом, и Путин никуда не денется. И измениться ничего не может, и продолжаться ничего не будет. Эй! Ну поменяйте кто-нибудь батарейку! В этом анабиозе можно быть и издателем, и дизайнером, и девелопером – поэтом нельзя. Мандельштам совершил самоубийство именно для того, чтобы прорвать это "мы живём, под собою не чуя страны". И прорвал. Но это ведь чудовищная цена, кто на такое способен? И потом – их ведь убивали, а с нами ничего такого не делали, мы сами как-то сошли на нет. Так что ни самоубийства не будет, ни жизни.
GQ август 2010