Грешник на ангельской стороне
sherlock_series — 29.02.2012that I am one of them.
К нижеследующему опросу
сподвигли два повода: свирепая драка на съёмках Стар Трека
и эссе aneitis «О победе».
aneitis пишет:
"Он не "недочеловек"-маугли, которого надо "развивать" до нормы, он не эгоцентрик, не пофигист и не циник. Совсем наоборот.
Он в каком-то смысле всё-таки "ангел", "человек с Марса" (тот, который Чужой в чужом краю). Очень условно, конечно, потому что он всё-таки всего лишь человек, но изначально стоящий не на более низкой по отношению к большинству, а на более высокой ступени развития. "The most human... human" - определение, которое даёт ему Джон.
Естественно, он развивается. Но развивается в совершенно определённом направлении - он ни при каких условиях не может стать ни Мориарти, ни Майкрофтом, как не может гусеница махаона превратиться в капустницу или адмирала - только в махаона. Путь давно выбран и совершается.
Его путь - это путь служения. А этот путь требует очень значительных жертв.
То, чего Холмсу на взгляд обычных людей не хватает для "нормальности", не проявляется у него не потому, что он этим изначально не обладает, а потому, что это принесено в жертву - частью сознательно, а частью неосознанно.
Потому что по-другому не получится. Но он всегда знает, ради чего принесены эти жертвы.
И на "другой стороне" он оказаться не может ни при каких условиях - потому что там нечему служить. А это вторая, не менее базовая, чем гениальность, часть его личности."
Мне близка мысль о рыцарственности образа Шерлока Холмса.
И то, как эта рыцарственность явлена в сериале "Шерлок".
"Рыцарь" - не значит "святой". И даже не значит "праведник".
В каноне, у сэра Артура, Холмс (при всей своей эксцентричности) - очевидно и безусловно рыцарь (в том смысле, какой сформирован вторым тысячелетием). А герой Мофиссов и Камбербэтча - Шерлок новой эпохи - уже не столь безусловно безупречен.
Когда в начале знакомства с Джоном он упоминает, что способствовал казни мистера Хадсона - мы понимаем, что речь идёт о доказанном преступлении, а не о том, что Шерлок отправил на казнь невиновного (ну ладно, если кто-то не понимает - не буду говорить за всех, скажу: я понимаю). Ведь это же Шерлок Холмс! Правда, к тому моменту меня уже слегка смутила самозабвенная порка трупа. Читая книжку, видела Холмса в этой сцене чуть иначе... не настолько азартным... более, кхм, деликатным, что ли )) Да честно говоря, и само появление героя было слегка шокирующим: деловитое предвкушение на опрокинутом лице, хищно дёрнувшиеся ноздри... на месте трупа я бы поёжилась.
Дальше - больше.
Назвавшийся Шерлоком Холмсом прямо на глазах стремительно становится всё более Шерлоком и всё менее Холмсом.
Больше жёсткости, больше странности, больше отстранённости. Отстранённости на грани отчуждения. Больше холодности. Не холодной учтивости, как пристало джентльмену - а вызывающей, демонстративной резкости.
Резкости на грани хамства - а потом и за гранью.
Жёсткости на грани жестокости - а потом и за гранью.
И даже - о ужас - мелкое воровство и крупное хулиганство!
И апогей троллинга - ёрническая декларация: "я социопат!" (ахаха).
И ухмылка, в которой больше насмешки, чем горечи: "что говорят мне люди? - да
Прямо шерлокобеспредел холмсианства какой-то, да что ж они творят?
Мофиссы смывают канонный лоск, внешний узор добродетельности, бестрепетно деконструируют
идеализированный образ "рыцаря правосудия".
Бестрепетно, но не цинично.
Разумеется, в многогранном образе Шерлока есть не только рыцарственные черты.
За его изящными мускулистыми плечами маячит архетипический образ вечного Божественного Юноши:
начиная от знакового имени ("не мистер Холмс, а просто Шерлок") и включая такие фундаментальные признаки, как:
особый вес незримой фигуры Матери; анархизм и агрессивное шутовство; преданность собственному идеалу; самоизоляция и проверка границ и т.д. - но это другой мотив (к тому же ещё длящийся, незавершённый), не буду перегружать.
Авторы обещали нам "вочеловечивание", и ожидание исполнения обещания - сладостно :)
Так вот, по мере развития сюжета, в какой-то момент,
за презрительным сарказмом, эгоизмом, дурашливостью, инфантильной чёрствостью и прочим предосудительным поведением... вдруг что-то сверкнёт -
и высвечивается алмазный стержень, кристально чистая суть характера.
И слышно, как аплодируют ангелы.
И по ходу дела, глядя на Шерлока - в исполнении БК -
преодолевая недоумение, возмущение, а то и отвращение,
я проникаюсь
и убеждаюсь бесповоротно, что в вечной битве добра и зла он - на стороне света.
Хоть сам - принципиально - не ангел.
И к концу истории, вместе с Джоном, не могу, не могу поверить, что он сволочь -
и понимаю, вместе с Мориарти (если тот не врал, что понял),
что Шерлок - неумолимо, люто и непреклонно - на стороне ангелов.
Абсолютно верю, что готов пойти до конца, действительно до конца - вплоть до адских мер - ради победы, ради возмездия.
Способен даже пожать ему руку в аду - лишь бы разорвать цепь зла и загнать врага в ад.
А теперь - вопрос, на который ответить сходу будет легко,
а подумав - не очень.
Согласны ли вы с тем, что Шерлок - "на стороне ангелов"?
(понимайте как угодно: наверно, и сам герой со своим антагонистом понимали эту локацию по-разному)
Если да - что и когда привело вас к такой оценке?
Какой поступок Шерлока вы считаете наиболее "ангельским", благотворным и благородным?
Может быть, неброский и неприметный на первый взгляд, но праведный? Или - некий подвиг?
Возможно, ваша оценка базируется не на поступках и словах (все врут), а на более тонких, неявных материях: свет, блик, звук... взгляд, жест... молчание? (молчание тоже может быть актом милосердия, да)
Или на вас (исподволь, но глубоко) влияет то, как играет Шерлока Камбербэтч? его нездешние глаза, которые проницают и околдовывают, которые убеждают сильнее тысячи слов - может быть, тайна скрыта в них? о чём они говорят вам?
Будут ли Шерлоку отпущены грехи и дарован покой?
Заслужил ли он рай? Если да - то за что?
На мой взгляд,
самый ангельский кадр - финальный кадр "Рейхенбаха".
Гениальный финал.
Без него это было бы совсем другое кино - про победу Зла.
Если б не последнее мгновение -
это был бы фильм о потерянной, разбитой, уничтоженной дружбе.
О страдании одного - и равнодушии, отсутствии другого.
Но тот, о ком мольба -
вот он! живой, присутствующий: слышит и видит,
знает и чувствует.
Спасает и хранит.
Это потрясающий, символический кадр - тут не только Шерлок Мофиссов и Камбербэтча -
тут вечный, неубиваемый Шерлок Холмс,
который проходит все испытания: любовью, ужасом, смертью - и временем -
и переходит из одного столетия в другое, оставаясь собой - рыцарем справедливости, сражаясь со злом - на ангельской стороне.
|
</> |