Графиня Кастильоне

топ 100 блогов agnesvogeler15.09.2011 И снова моя статья из журнала Фотомастерская с небольшим сокращением.



Графиня Кастильоне



Графиня ди Кастильоне – известный персонаж своего времени и модная в последнее десятилетие фигура в истории фотографии (в историях тоже бывает мода). Место графини в искусстве, с одной стороны – не так уж и заметно, о ее творчестве не писали в учебниках, оно не является важной вехой на магистральных путях развития фотографии. Она интересовалась исключительно собой и своими приватными играми. Но, с другой стороны, она делала то, чего в ее время не делал никто, и обращалась с фотографией так, как стали обращаться лишь столетие спустя – много это или мало для истории? Хотя те идеи, с которыми работают наши современники, разумеется, не могли прийти в голову графине, как человеку совершенно другой эпохи. Кажется, что она предвосхитила модернисткие практики, но на самом деле она просто играла. Эти игры, как оказалось, интересны и нам.


Графиня Кастильоне



Итальянская аристократка Виргиния Ольдоини вышла замуж за графа ди Кастильоне, когда ей не было и семнадцати лет. В девятнадцать она прибыла в Париж и немедленно покорила сердце императора Наполеона III, и в этом был не только ее личный интерес, но и дело государственного значения – юная графиня выполняла задание премьер-министра Сардинского королевства Камилло Кавура. Она должна была убедить императора содействовать объединению Италии. Большая политика, высокопоставленные друзья и любовники, балы и маскарады, обожание одних и неприязнь других, независимость и своенравие, нарциссизм и неколебимая вера в собственную красоту, перед которой падут все преграды – вот краткое описание феномена «Ла Кастильоне».



Графиня Кастильоне




Невероятную красоту графини признавали все. Ее называли «богиней, спустившейся с Олимпа», и даже женщины признавались, что «никогда не видели и вряд ли когда-нибудь еще смогут созерцать подобную прелесть». Экстравагантность графини, ее наряды и особенно ее прически обсуждались в прессе. Но ее надменность, неестественность и вычурность ее поведения на публике и откровенное самолюбование также отмечали все, кто ее знал.
Приехав в Париж в 1856 году, юная графиня погрузилась в светскую жизнь и политические интриги. Через год была предпринята попытка покушения на жизнь императора, и хотя Кастильоне не была в нем виновна, оно бросило тень на ее репутацию. Графиня вернулась в Италию, развелась с мужем и провела некоторое время в добровольном изгнании на вилле близ Турина вместе со своим маленьким сыном Джорджио. В 1861 году она вернулась в Париж и поселилась в фешенебельном районе Пасси. Снова графиня появлялась в императорской резиденции, удивляла всех экстравагантными нарядами, о ней писала пресса. Однако то место в среде высшей французской аристократии, которое она занимала в свой первый парижский период, уже не было доступно ей. Впрочем, она вряд ли могла до конца это признать. Прекрасная итальянка была твердо уверена в своем божественном великолепии. Красота была ее неисчерпаемым ресурсом, ее оружием, ее способом борьбы с окружающим миром, не желавшим играть по ее правилам.


Графиня Кастильоне




Яркая жизнь графини, окруженной влиятельными друзьями, любовниками, обожателями, товарищами по конспиративной деятельности на благо Италии, так же как и недоброжелателями, сплетниками и насмешниками – наполнена перманентным вызовом светским, моральным и художественным условностям. После смерти мужа в 1867 году Кастильоне вновь покинула Париж, поражение Франции в войне с Пруссией застало ее во Флоренции. Благодаря своим обширным связям ей удалось помочь своему другу – Адольфу Тьеру – «главе исполнительной власти» французского правительства установить неофициальный контакт с Отто Бисмарком. В 1872 году графиня снова в Париже. Ее роль в большой политике недооценивается современниками, ее красота постепенно увядает, сын умирает от оспы. Экспрессивная и страстная натура тяжело переживает удары судьбы, пожилая графиня постепенно сходит с ума. Стены и окна ее тесных апартаментов на Вандомской площади занавешены темной тканью, так же, как ее лицо - плотной вуалью, ей неприятен свет дня, она выходит на прогулки только по ночам. Но посещает фотографа – своего верного друга и соавтора, вместе с которым она начала создавать фантастические образы своей неземной прелести, еще в юности.



Графиня Кастильоне



Пьер-Луи Пьерсон был совладельцем фотографической фирмы «Майер и Пьерсон» и портретистом модного парижского ателье, чьей клиентурой были представители высшей аристократии. Впервые графиня посетила его в 1856 году и несколько раз получала вполне стандартные портреты. Через год имя ди Кастильоне исчезает из официальных записей фирмы, она становится частным клиентом Пьерсона. За сорок лет сотрудничества они сделали около четырехсот портретов, в которых графиня выступала режиссером, стилистом, автором идеи и моделью. Это был беспрецедентный до тех пор в истории фотографии проект.



Графиня Кастильоне




Студийный портрет 19 века имел ряд стереотипов и установленных моделей, по которым строилось изображение. Часть из них вела свое происхождение из традиционной живописи, часть была обусловлены особенностями техники. Поза, одежда и выражение лица были строго регламентированы и строились согласно формальным кодам, которые безошибочно считывались всеми. Образ, создаваемый фотографом, был призван продемонстрировать социальный статус клиента и обозначить желаемые черты характера - серьезность, достоинство, респектабельность или же артистичность, романтичность и нежность. Портрет в профиль, как правило, обозначал созерцательный, спокойный характер, фронтальное изображение подразумевало достоинство и твердость, поворот в три четверти – подвижность, грациозность и изящество. Портрет в полный рост подразумевал аналогию с живописным парадным портретом аристократии. Это лишь некоторые из возможных моделей. Человек нашего времени далеко не всегда сможет правильно расшифровать их и понять, что именно зрителю 19 века могло показаться необычным, провокационным, вульгарным или оригинальным в самых безобидных или банальных на наш современный взгляд изображениях. Серьезного господина из высшего общества можно было легко отличить от актера, великосветскую даму от дамы полусвета, интимный портрет для узкого круга от снимка, предназначенного для публичного распространения. Фотографические перформансы графини бросали вызов всем клише и шаблонам – в своем бесстрашном, безудержном нарциссизме она предвосхитила многие художественные практики, которые вошли в арсенал искусства лишь столетие спустя.



Графиня Кастильоне





Для нее - человека, который каждый выход в свет обставлял как выход на сцену и всю жизнь играл различные роли, фотография стала бесценным инструментом создания фантастической реальности, которую можно было контролировать полностью.
Самые интересные фотографии были созданы в 1860-е годы – во второй парижский период графини, когда она поселилась по соседству с Пьерсоном. Устраивая свои костюмированные сессии, графиня работала как художник, оперирующий категориями самопрезентации и самоидентификации. Общим местом в текстах о ней стало сравнение с Синди Шерман – многоликим классиком 20 века. Разумеется, Кастильоне не ставила и не могла ставить перед собой концептуальных задач, которые решают наши современники, исследующие фотографию как средство манипулирования реальностью. Нельзя также сказать, что какой-то из этих портретов раскрывает особенности личности или наполнен глубоким психологизмом – графиня выступает в образах, построенных на основе разных источников – оперы, живописи, литературы, иллюстраций в модных журналах и т.п. Главной целью графини была демонстрация красоты и бесконечное самолюбование.



Графиня Кастильоне




Графиня Кастильоне



Графиня пренебрегала приличиями, как непогрешимая в своем совершенстве небожительница, которая выше всех правил и условностей, существующих для простых смертных. Она принимает рискованные позы, она бросает на зрителя игривые взгляды, она обнажает то одну, то другую часть тела и, - что совершенно невообразимо, - она фотографирует свои ноги. Она играет с контекстами и примеривает на себя роли, которые не пристало играть персоне ее класса. Например, лежащая женщина – олицетворение расслабленности, томности, соблазна, сообщает изображению ноту интимности и приватности, которая уместна в очень ограниченном круге сюжетов. Если женщина из высшего общества позирует художнику или фотографу лёжа, то она, в крайнем случае, должна принять на себя образ восточной одалиски, облачиться в соответствующий костюм и вписаться в соответствующий антураж, чтобы зритель не сомневался – перед ним произведение искусства, олицетворение идеала. Но даже и в этом случае картина будет балансировать на грани пристойного. Кастильоне фотографируется не только в ориентальных нарядах, но и в современной светской одежде, лежа на полу, нисколько не стесняясь. И это лишь один пример перехода границ. Конечно, эти фотографии не предназначались для широкой публики. Графиня делала их для себя, для живописцев, которые писали портрет по фотографии и для немногих избранных друзей и возлюбленных. Однако если бы фотограф задумал продать их или иным образом распространить – она была бы безнадежно скомпрометирована.



Графиня Кастильоне





Графиня Кастильоне





Графиня Кастильоне





Многих современников раздражало поведение графини, слишком увлекавшейся игрой в совершенство. «Самовлюбленная графиня, всегда тщательно одетая, и оригинально причесанная появлялась среди публики, словно богиня, сошедшая с небес. Супруг сопровождал ее в тихий уголок зала, где она милостиво принимала поклонение и восторги, будто она – некий алтарь или святыня. Отстраненно, с грациозным равнодушием принимает она нескромные взгляды своих обожателей. Она почти никогда не обращается к женщинам. Немногие, очень немногие мужчины удостоиваются улыбки или слов приветствия. Но как только появляется император или императрица, ее лицо преображается, надменно сжатые губы раскрываются в улыбке, глаза сияют с триумфом воспламененного тщеславия, весь ее облик словно говорит: «Я здесь не для вас, я особенное существо, я признаю только монархов», - свидетельствовал генерал Флёри. Студия фотографа была для графини, которая не могла играть на сцене – идеальным местом для постановки любых спектаклей, для воплощения любых образов, которые ей нравились. Совершено случайно, но вполне уверенно графиня ступила на тот путь, которым через несколько десятилетий пойдут fashion-фотографы – до появления fashion-фотографии как таковой.



Графиня Кастильоне




Пьер-Луи Пьерсон не был экстраординарным мастером из тех, что входят в историю. Очевидно, он был хорошим бизнесменом, знающим свое дело профессионалом, который прислушивается к желаниям клиента и предугадывает их – иначе его студия не достигла бы процветания. Но у него не было яркого почерка, его художественная индивидуальность не прослеживается в многочисленных портретах, производимых студией «Майер и Пьерсон». Однако вместе с графиней они делали весьма оригинальные вещи, которые трудно найти среди продукции типичного портретного фотоателье 19 века. Пьерсон признавался, что, следуя за фантазиями графини, он пытался давать советы, но последнее слово все равно всегда оставалось за ней. Необычные ракурсы, нестандартные позы, оригинальные композиции с зеркалами, драпировками, мебелью. Удивительный взгляд графини, который всегда удавался фотографу. У них получалось даже, преодолевая ограничения техники, несмотря на достаточно долгие, длящиеся несколько секунд выдержки передать впечатление движения ткани, скольжение кринолина при грациозном повороте модели. Знаменитая фотография «Игры безумия» представляет загадочный и необычный образ больше похожий на работу сюрреалиста, нежели коммерческого портретиста 19 века. Обнаженные ноги графини, сфотографированные отдельно – это и вовсе эксперимент, выходящий за рамки стандартного мышления в категориях художественной фотографии того времени.



Графиня Кастильоне




Большая часть этих необычных снимков была лишь подготовительным этапом. Конечной целью были портреты в технологии «фотографической живописи» - популярной в 19 веке практики. Фирма «Майер и Пьерсон» предоставляла такую услугу клиентам – это было одно из особых предложений студии. Профессиональные художники писали по поверхности фотографии гуашью, акварелью или маслом, добавляя детали и создавая произведение, которое в окончательном варианте могло довольно далеко удаляться от оригинала. Этот гибридный продукт был дешевле традиционного живописного портрета, имел благородный вид и представлял портретируемого в наиболее лестном и выгодном для него облике. Впрочем, то, что новаторские фотографии графини потом подвергались обработке, меняющей их изначальный вид, не делает ее подход к работе менее оригинальным.



Графиня Кастильоне



Через два года после смерти графини поэт-символист Робер де Монтескью, который не знал ее лично, но был ее восторженным почитателем, приобрел на распродаже имущества Кастильоне кое-что из личных вещей и большую часть сохранившихся фотографий. Следующие тринадцать лет он посвятил написанию ее биографии. До последнего времени эта коллекция не привлекала серьезного внимания исследователей. Но, как было сказано вначале – теперь фотографические эксперименты Кастильоне вызывают всеобщий интерес и подвергаются культурологическому анализу. Не только потому, что она делала то, чего не делал никто. А потому, что пришло время всмотреться в еще одну именно эту маленькую частичку прошлого, чтобы прояснить какой-то вопрос, назревший в настоящем. Так всегда бывает в истории. В фотографиях графиня воспроизводила и навечно фиксировала блистательные моменты своей жизни и воплощала свои фантастические представления об идеале. Что делаем мы? Изменилось ли что-то за полтора столетия?



Графиня Кастильоне




Графиня Кастильоне





Графиня Кастильоне





Графиня Кастильоне

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ФСБ, оказывается, настаивало на увольнении прокурора ЯНАО Александра Герасименко, которого я запомнил после его знаменитой рыбалки в заповеднике «Таймырский» . Выясняется, что ФСБ при поддержке Кремля настаивала на лишении Герасименко должности и возбуждении в отношении него ...
Вспоминал внезапно собственные школьные годы. В этническом, значит, аспекте. И с удивлением понял, что я учился в русско-еврейской школе. Ну то есть вот абсолютно! Надо же! Центр города, престижненькое такое заведение. Не самое, но одно из. И вот, ...
ossya_ko указывает на замечательное доказательство старого правила: что угодно можно сравнить по формальным признакам с чем угодно ...
На форуме С. Г. Кара-Мурзы нашёл любопытные воспоминания С. Ю. Павлова о докладе М. Тэтчер в 1991 году. Не могу подтвердить   достоверность, посколькуя не нашёл стенограммы выступления Тэтчер. Несмотря на это, содержание текста можно смело ...
В фейсбуке член сообщества "Спасти Киев" распространяет приглашение на разрешенное мероприятие : " Ликвидация баррикад официально зарегистрирована !" [ Документ под катом ] " Распространяйте, пожалуйста! Спасибо всем, кто по-настоящему любит Киев! Центр столицы превратился ...