Государство без иллюзий

топ 100 блогов master_moose28.08.2023

Классическая ошибка, которую допускает обыватель в ходе размышлений о причинах тех или иных событий в стране, заключается в восприятии государства как некоей автономной структуры, существующей независимо от наполняющих её людей (чиновников и высшего руководства). Причём, как правило, «человеческий фактор» как источник «неправильного» функционирования тех или иных институтов или государства в целом охотно признаётся, но также сохраняется и отношение к государству как к идеальной надстройке (идеальной не в смысле «непогрешимой», но достаточно справедливой и вполне работоспособной юридической системе)  над теми людьми, которые это государство олицетворяют. Надстройка эта представляется обывателю в виде совокупности всяких правил, законов, подзаконных актов, ветвей власти, всяких там «систем сдержек и противовесов» и прочих проявлений т.н. общественного договора.

Эта ошибка приводит к когнитивному диссонансу и бесконечным спорам о взаимоотношении государства и либералов, «государственников» (х.з. что под этим понимается, но слышу часто), коммунистов, социалистов, капиталистов и прочей сволочи. Хотя, скорее, идиотов.

Избежать этой ошибки можно, только по-настоящему проникнувшись известным заявлением Людовика XIV и осознанием того, что пресловутый общественный договор всегда существовал и продолжает существовать только в максимально примитивной,  вульгарной и первобытной форме, а всё то, что было наверчено вокруг него за многие века и воспринимается как проявления государственности, является всего лишь историко-культурной мишурой.

На самом деле всё очень просто, но некрасиво и оттого не удобоваримо. Государство — это совокупность человеческих особей, которые решили, что они и есть государство, и сумели найти в себе достаточно внутренних сил и способностей к самоорганизации, а извне добыть достаточно ресурсов, чтобы отстоять право на такую точку зрения перед остальным социумом. К каким бы политическим течениям эти особи себя (и, соответственно, государственную политику) не относили, в конечном итоге любое государство – это просто куча наиболее энергичных, умных, хитрых, сильных и беспринципных людей, которые эксплуатируют в своих личных интересах всех остальных. 

Всякие законы (включая конституцию) являются профанацией, что подтверждается их регулярной корректировкой, изменением или вообще отменой в зависимости от конъюнктуры и нужд государства. Члены общества, не являющиеся частью государства, представляют собой его ресурс, питательный субстрат и кормовую базу. Когда государство учит вас, платит вам зарплату, лечит, награждает орденом и вообще причиняет всё то, что воспринимается обычным человеком как благо, следует помнить об одном: тем самым государство заботится вовсе не о вас, а о себе, вы же играете роль пищи либо инструмента для добычи и приготовления пищи, и любые поощрения имеют одну-единственную цель: мотивировать вас к осознанному или неосознанному служению государству.  

Существует два условия присоединения к государству (то есть, вхождения в стройные ряды тех, кто себя им считает и способен это мнение отстоять не на словах, а на деле). Необходимое условие заключается в той или иной степени аффилированности с уже существующими государственными людьми. Речь может идти о родственных связях, дружбе, деловых отношениях — это не суть. Достаточное условие сводится к пониманию реального расклада и готовности играть по правилам, которым, собственно, и посвящён настоящий текст; иными словами, жить в системе двойной морали, когда декларируемая работа на благо всего общества подменяется работой на благо отдельной его части.

Основной и, в общем-то, единственной задачей традиционного государства всегда было и будет обеспечение себе режима наибольшего благоприятствования и наиболее комфортного существования; все остальные возможные задачи являются лишь производными либо вспомогательными по отношению к основной.

Государство традиционно черпает средства для своего существования внутри, в пределах территории, на которую оно распространило своё влияние, и эксплуатирует все ресурсы данной территории, включая полезные ископаемые, источники энергии, население и прочее. Государство всегда стремится к расширению, хотя бы просто по причине своего неизбежного численного роста: чиновники тоже люди и имеют свойство плодиться и размножаться. Часто такое расширение описывают красивым термином «экспансионистская политика». Через эту стадию проходят абсолютно все государства, и единственным сдерживающим фактором является конфликт интересов с другим государством. Когда государство начинает пытаться черпать ресурсы вне своих территориальных границ в условиях невозможности их расширения, оно делает это либо единолично, либо же, формируя ситуационные союзы с другими государствами, забирает ресурсы у какой-то третьей стороны. Так или иначе, мирные способы освоения чужих средств работают только до определённого момента, за которым всегда следует вооружённый конфликт. Когда государство само оказывается в роли, так сказать, осваиваемой стороны, которую поджимают  соседи, происходят обратные процессы: оно вынуждено сжиматься и регулировать свою численность через механизмы внутренней конкуренции, так как изначальная территория не способна обеспечить ресурсами разросшийся аппарат и исполнительные органы.

Критически важно понимать, что ни одно государство в рамках любой социально-экономической формации никогда не представляло и не будет представлять интересы «простого человека» и «гражданина»*. Если эта мысль вызывает в голове бурю протеста, следует задать себе вопрос: стали бы вы заботиться об интересах куска ветчины в своём холодильнике? Соответственно, все представления рядового гражданина о том, правильно или неправильно поступает государство в той или иной ситуации, и вся полемика вокруг этих решений для данного конкретного гражданина лишены всякого смысла. Лучшее, что может сделать гражданин в жизни в социальном плане — приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить максимально некомфортный режим существования государству любого типа. Безусловно, это чревато постоянной социальной неустойчивостью, революциями и даже анархией, но только это является залогом не просто смены власти, но непрерывного изменения форм эксплуатации одних людей другими людьми. А такие изменения, хотя бы в теории, только одни и дают хоть какую-то вероятность рано или поздно выработать общественный строй, при котором вред, который приносит государство всем, кто не является его частью, будет минимален, а польза из случайного и вынужденно-сопутствующего фактора  станет максимальной.

*Исключением является коммунистический строй, который, однако, пока остаётся (и ещё долго будет оставаться) для многих «сферическим конём в вакууме» в силу ряда особенностей человеческой природы. Тем не менее, только коммунизм способен преобразовать характер экономических отношений, являющийся первопричиной существования всех современных государств, таким образом, чтобы устранить феномен эксплуатации одной части общества другой его частью.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Шли годы, и вот уже не Афины и не Милет, а Александрия стала центром древнегреческой культуры. Под покровительством Птолемея II Филадельфа (правда, редкий современник рискнул бы при ...
Ровно 30 лет назад, 9 октября 1989 года в СССР состоялся первый телесеанс Кашпировского, который стал очень необычным и заметным явлением на советском телевидении и вошёл в историю знаменитой фразой Кашпировского "даю установку". Передача была действительно очень необычной — ранее ...
Это было мощно! Вот честно. Положив на сердце орден... Ему предложили писать, как... Как кто? Не важно! Важно, что эталон был найден. И пошло-поехало... Сначала он писал о народе, о руководящей направляющей, о страданиях гуронов в далеких северных вигвамах. Потом о перезарядке общест ...
Все мы уже наслышаны про колоссальные потери наемников секретной военной организации "Вагнер" в Сирии. Об этом нам поведал Sky News. Но вот чего вы не знаете, так этого того, что это чистая правда. Телеканал НТВ по просьбе... Вот уж не знаю, какой умный человек их об этом попросил... ...