Гости из Карелии. Графика

топ 100 блогов bogachkova1957 — 24.01.2025

В Академии Андрияки выставка «Живопись. Графика. Скульптура. Из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия», насчитывающая 234 произведения и открывающая юбилейный 65 год для музея. Мы уже посмотрели живопись в первой части - Гости из Карелии, теперь настало время графики.

Александр Герасимов (1881-1963). Женский портрет. 1946. Бумага, акварель.
Александр Герасимов (1881-1963). Женский портрет. 1946. Бумага, акварель.

Мы вообще мало внимания уделяем графическим собраниям, а они часто изобилуют шедеврами признанных мастеров. Вот и на этой выставке невозможно не отметить крупную станковую акварель Александра Герасимова «Женский портрет», плотностью и полнозвучностью мало отличающуюся от масляной живописи.

В противовес ей характерная импровизационная манера письма Артура Фонвизина, покорная стихия акварельной живописи с ее непредсказуемыми затёками, которые превращают, казалось бы, досадные технические просчёты в узнаваемую авторскую стилистику.

Фонвизин А.В. (1889-1973). Женский портрет. 1950. Бумага, акварель.
Фонвизин А.В. (1889-1973). Женский портрет. 1950. Бумага, акварель.

Лёгкой контурностью отличаются карандашные портреты классика советской станковой графики Георгия Верейского - исполненные одной линией портреты знаменитой балерины Улановой и студентки Петровой.

Верейский Г.С. (1886-1962): Портрет Г.С. Улановой. 1950. - Портрет Петровой. 1959. Оба: Бумага, литография.
Верейский Г.С. (1886-1962): Портрет Г.С. Улановой. 1950. - Портрет Петровой. 1959. Оба: Бумага, литография.

Творческим и артистичным воспринимается учебный рисунок Бориса Корнеева, выполненный в мастерской В.М. Орешникова в ленинградском Репинском институте.

Корнеев Б.В. (1922-1973). Натурщик с трубкой. 1950. Бумага, соус, карандаш.
Корнеев Б.В. (1922-1973). Натурщик с трубкой. 1950. Бумага, соус, карандаш.

Из натурных портретов особо выделяется полная очарования акварель «Маленькая швея» классика советской книжной и станковой графики Алексея Пахомова. Ему же принадлежат незабываемые детские образы в литографиях «С прогулки» и «В хореографическом училище».

Пахомов А.Ф. (1900-1973). Маленькая швея. 1957. Бумага, смешанная техника.
Пахомов А.Ф. (1900-1973). Маленькая швея. 1957. Бумага, смешанная техника.
Пахомов А.Ф. (1900-1973): С прогулки. 1958. - В хореографическом училище. 1947. Оба: Бумага, литография.
Пахомов А.Ф. (1900-1973): С прогулки. 1958. - В хореографическом училище. 1947. Оба: Бумага, литография.

Тему балета развивает ритмично и тонко рисованный композиционный лист мастеров советского плаката Савостюка и Успенского «Лебединое озеро», изображающий ожидание выхода на сцену участниц кордебалета.

Савостюк О.М. (1927-2021), Успенский Б.А. (1927-2005). Лебединое озеро. 1964. Бумага, темпера.
Савостюк О.М. (1927-2021), Успенский Б.А. (1927-2005). Лебединое озеро. 1964. Бумага, темпера.

Ритмикой зонтиков исполнен светлый по мироощущению лист Геннадия Епишина «Будни студии».

Епишин Г.И. (1928-2015). Зонтики (Будни студии). 1961. Бумага, акварель, масло.
Епишин Г.И. (1928-2015). Зонтики (Будни студии). 1961. Бумага, акварель, масло.

Особой нежностью проникнута литография Бориса Казакова, изображающая задремавшую медсестру, утомлённую чередой смен.

Казаков Б.Б. (1937-2007). Спящая медсестра. 1964. Бумага, литография.
Казаков Б.Б. (1937-2007). Спящая медсестра. 1964. Бумага, литография.

Оригинально, со спины, сквозь толщу поросшего цветами косогора, решён образ поэта у Ореста Верейского – достойного сына знаменитого отца.

Верейский О.Г. (1915-1993). Поэт. 1961. Бумага, темпера.
Верейский О.Г. (1915-1993). Поэт. 1961. Бумага, темпера.

Мелким ежедневным радостям жизни посвящена композиционная литография Георгия Елфимова «Утренний чай».

Елфимов Г.А. (р. 1949). Утренний чай. 1976. Бумага, литография.
Елфимов Г.А. (р. 1949). Утренний чай. 1976. Бумага, литография.

Присутствуют на выставке и пейзажные произведения. Городской пейзаж в акварели Антонины Ромодановской «Охотный ряд» и пастели Юрия Арндт «Бульвар» полон движения, отображает среду, в которой активно живёт человек, а работа Алексея Фищенко «Под снежным покровом» тиха и спокойна, фиксирует минуты вечернего отдыха после трудового дня. В то же время возвышающийся над заснеженными крышами силуэт строительного крана – лишнее напоминание, что сон лишь временное состояние для человека.

Ромодановская А.А. (1906-1985). Охотный ряд. 1961. Бумага, акварель.
Ромодановская А.А. (1906-1985). Охотный ряд. 1961. Бумага, акварель.
Арндт Ю.В. (1924-2005). Бульвар. 1960-1966. Бумага, пастель.
Арндт Ю.В. (1924-2005). Бульвар. 1960-1966. Бумага, пастель.
Фищенко А.Ф. (1920-2010). Под снежным покровом. 1960. Бумага, линогравюра.
Фищенко А.Ф. (1920-2010). Под снежным покровом. 1960. Бумага, линогравюра.

Единственный в экспозиции акварельный букет цветов.

Кирсанова Н.В. (1912-1986). Цветущий миндаль. 1940-1950-е. Бумага, акварель, гуашь.
Кирсанова Н.В. (1912-1986). Цветущий миндаль. 1940-1950-е. Бумага, акварель, гуашь.

Совершенно инопланетно выглядит на выставке работа известного космиста, последователя Николая Рериха, Бориса Смирнова-Русецкого.

Смирнов-Русецкий Б.А. (1905-1993). Скалистый берег. Из цикла «Север». 1969. Картон, пастель.
Смирнов-Русецкий Б.А. (1905-1993). Скалистый берег. Из цикла «Север». 1969. Картон, пастель.

Карельская станковая графика отмечена крупными именами: творчество Георгия Стронка и Мюда Мечева очевидно значительнее регионального уровня. Из портретов Стронга мне особенно понравилась «Карелочка из Олонца», а из пейзажных работ пастель «Ладожские дали» капитальной проработкой пространства и академической добротностью.

Стронк Г.А. (1910-2005). Карелочка из Олонца. 1987. Бумага, сангина, соус.
Стронк Г.А. (1910-2005). Карелочка из Олонца. 1987. Бумага, сангина, соус.
Стронк Г.А. Ладожские дали. 1975. Наждачная бумага, пастель.
Стронк Г.А. Ладожские дали. 1975. Наждачная бумага, пастель.

Отдельным явлением в карельской графике стали полные экспрессии тушевые композиции и полноцветные темпера Мюда Мечева.

Мечев М.М. (1929-2018). Море, фиорд. 1958. Бумага, темпера.
Мечев М.М. (1929-2018). Море, фиорд. 1958. Бумага, темпера.
Мечев М.М. Осенний ветер. 1961. Бумага, тушь.
Мечев М.М. Осенний ветер. 1961. Бумага, тушь.

Лирические моменты городской жизни подмечает Александр Козлов, представленный в экспозиции прекрасными жанровыми работами на тему детворы – оригинально решённый офорт «Дождик» и психологически наполненный лист «Перед выступлением», посвящённый юным дарованиям.

Козлов А.Ф. (1916-2013): Дождик. 1965. Бумага, офорт, акватинта. - Перед выступлением. 1963 (?). Бумага, акварель, тушь.
Козлов А.Ф. (1916-2013): Дождик. 1965. Бумага, офорт, акватинта. - Перед выступлением. 1963 (?). Бумага, акварель, тушь.

Предлагаемая экспозиция отражает широкий стилистический диапазон карельских художников. Так офорт Морозова «Лес» отличает фантазия в стиле Дмитрия Плавинского и известная доля мистицизма. А мажорный лист Чиненовых «Жатва» - до плакатного условен.

Морозов А.И. (1950-2021). Лес. 1984. Бумага, офорт, акватинта.
Морозов А.И. (1950-2021). Лес. 1984. Бумага, офорт, акватинта.
Чиненова В.Н. (1951-2018), Чиненов С.Л. (р. 1952). Жатва. 1987. Бумага, акварель, темпера.
Чиненова В.Н. (1951-2018), Чиненов С.Л. (р. 1952). Жатва. 1987. Бумага, акварель, темпера.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как пишет Hürriyet Daily News, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган в ходе визита в Косово (г. Призрен) заявил : «Косово – это Турция, и Турция – это Косово». Премьер-министр также добавил, что две страны – Косово и Турция разделяют одну и ту же историю и цивилизацию.» Алексей ...
Що ви хотіли знати про прогенес, але боялись спитати. Что вы хотели знать про прогенес, но боялись спросить. ...
Какая-то необъяснимая х...ерня творилась в центре Москвы в новогодний вечер. Горожане и гости азиатских республик, пришедшие посмотреть на новогодние декорации, превратились в туррористов, пытающихся проникнуть поближе к сердцу страны и подло взорвать. От них защищались всеми доступными сп ...
Пару дней назад у моего здешнего приятеля Карлоса умер дед - Abuelo Rafa, дедушка Рафаэль. Хорошо умер, за одиннадцать дней до 90-летия, лег спать и не проснулся. Старик до последнего дня был шустрый, веселый, без признаков немощи, обожал ездить, ...
...