Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

топ 100 блогов flackelf19.08.2019 О небольшом городке Крестцы на Московско-Петербургском тракте и заброшенной железной дороге.
Решил посвятить этому отдельный пост, хоть и написано на эту тему в сети немало. Но в этот раз мы проезжали мимо и было бы ошибкой упустить шанс увидеть все своими глазами. Тем более, что свежих отчетов по теме нет, самые последние примерно 4-5-летней давности.

Так вот. Строительство железной дороги Валдай - Крестцы началось в 1914 году, года Россия вступила в войну. И вовсе не тупиковой эта ветка должна была быть.
Требовалось в срочном порядке развивать жд сеть в западных губерниях страны. Она была недостаточно густой для переброски войск, а также для маневра силами вдоль линии фронта.
Линию Валдай - Крестцы ввели в строй в 1916 году, то есть перед самой революцией.
Предполагалось, что новая железная дорога будет пролегать по направлению Валдай - Крестцы - Новгород - Луга - Нарва и разгрузит таким образом участок главного хода на Петроград, а также сократит расстояние в сторону Эстонии.
Одновременно планировалось строительство железной дороги Павловск - Новгород - Соблаго - Земцы - Жарковский - Смоленск. Но это уже отдельная история, от которой осталась только линия Павловск - Великий Новгород.
События 1917 года и гражданская война остановили все это железнодорожное строительство.
На линии Валдай - Нарва были введены в эксплуатацию только участки Валдай - Крестцы и Новгород - Батецкая - Луга. В самом Великом Новгороде можно видеть опоры так и не построенного жд моста через Волхов, сохранились также опоры несостоявшегося жд моста через Мсту, чуть восточнее города.
Тупиковая ветка Валдай - Крестцы, не слишком интенсивно использовалась при СССР для пригородных перевозок, а также местными вывозными поездами. Вероятно очень большое значение она имела в 1941-44 годах, как линия в сторону передовых позиций Красной армии в этом секторе фронта.
Окончательно зачахла эта ветка после 1991 года. Последний пригородный поезд, прошел как пишут, в 1992 году, а последние вагоны по ней проследовали не то в 2006 году, не то даже раньше. В идеальном состоянии содержатся лишь первые 8 километров участка, с которого построен съезд в сторону правительственной резиденции "Валдай".
Причем как пишет Сергей Болашенко, официально линия не считается закрытой.

Но вернемся к городку Крестцы.
1. Карта местности даёт понимание, где в этом городке расположена бывшая станция. И на каком расстоянии это место от трассы М-10, которая проходит по северной окраине.
Как выяснилось, найти эту железную дорогу в Крестцах, а тем более ее бывший вокзал, оказалось делом не самым легким.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.


2. Общий план так и не построенной линии Валдай - Нарва.
А между прочим в свете сегодняшней перегруженности путей от новых портов в Финском заливе, как бы еще не вернулись к этому проекту, только несколько видоизмененному. Мог бы получиться выход от Усть-Луги прямо на линию Дно - Рыбинск.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.
Самое подробное и очень большое описание заброшенной линии можно прочитать у неутомимого Сергея Болашенко вот по этой ссылке:
http://infojd.ru/04/kresttsy.html

3. Крестцы - старинный русский городок, когда-то один из транзитных транзитный пунктов на тракте Москва - Петербург. Ведь до открытия в 1851 году Петербурго-Московской железной дороги, поездка между двумя столицами занимала как минимум 4-5 суток.
Съезд с трассы М-10 в Крестцах, возле "Истребителя".
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

4. Более лучший ракурс на памятник самолету МИГ-19.
Правда не совсем понятно, какое отношение имеет послевоенная реактивная машина к "авиаторам Великой Отечественной".
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

5. Снял и вид на окрестности, коль уж вышел из автомобиля.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

6. Но как выяснилось, нужный поворот в сторону центра был немного дальше, не здесь в общем.
Кстати навигатор не давал нам никакого "жд вокзала Крестцы" и искать проходилось вслепую, по памяти (я дома карту смотрел), часто используя интуицию.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

7. Свернули с трассы в Крестцы.
В сети о нем пишут следующее:
"Кре́стцы - посёлок городского типа, административный центр Крестецкого муниципального района Новгородской области. Население 8717 чел. (перепись 2010 г).
Населенный пункт впервые упоминается в 1393 году как погост Хрестцовский, позже — как слобода Крестецкий Ям. Название этого поселения вероятно произошло от пересечения на этом месте дороги на Москву и дороги на Вологду.
Посёлок расположен на юге области, на реке Холова (бассейн озера Ильмень), в 85 км к востоку от Великого Новгорода, на автомагистрали М10 Москва - Санкт-Петербург. Конечная товарная железнодорожная станция Октябрьской железной дороги на ветке от станции Валдай на линии Бологое — Дно."
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

8. Церковь Троицы Живоначальной - вероятно самая высокая и самая красивая постройка в Крестцах. 1872 год.
К сожалению делать остановки, а тем более прогуливаться времени совершенно не было. Все фото городка сделаны из машины на ходу, часто через стекло. Кроме района заброшенной жд станции, где мы немного прогулялись.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

9. Городок небогатый, но не произвел впечатление совсем уж депрессивного.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

10.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

11. Дом баронов Розенбергов. Середина XIX века.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

12.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

13.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

14.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

15. Движемся по центральной улице Московской.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

16. По пути встречается много сохранившихся дореволюционных зданий.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

17.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

18.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

19.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

20. Вот в этой точке на улице Лесной мы остановились. Рядом просматривался давно заросший и заброшенный жд переезд.
Решили спросить у местных жителей.
Один молодой мужчина, лет на 20 моложе меня, на вопрос "где вокзал", посмотрел на нас как на странных столичных чудаков (номер то питерский), которым просто делать нечего.
А женщина возрастом хорошо за 50, тоже не сразу поняла о чем речь и показала рукой куда-то "туда". Впрочем что можно ожидать от жителей, когда последний пригородный пришел в Крестцы 27 лет назад.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

21. Свернули с улицы Лесной влево и казалось бы нашли остатки станции. Вышли и начали снимать, но это была просто заброшенная жд ветка, отходившая от станции.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

22.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

23. Только вот сейчас я выяснил по Викимапии, что это территория сельскохозяйственного рынка и продуктовый магазин "Эльмира", который виден вдали.
Выскочил какой-то серьезный мужчина, похожий на охранника, с вопросом: "Что ищем и что фотографируем?" Но в целом спокойно и без агрессии.
Когда услышал про станцию и вокзал, он был немало удивлен и наконец показал, где именно это расположено. Но выяснилось, что мы заехали немного не туда и надо делать обратный крюк по населенному пункту.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

24. Ну вот, наконец мы у путей бывшей станции Крестцы. Место безлюдное и заросшее.
Болашенко пишет, что рельсы тут американского производства 40-х годов.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

25. Остатки пассажирской платформы. Вид в сторону тупика.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

26. Что-то типа бывшей Привокзальной площади и дороги уходящей в город, которая по причине полной ненадобности совершенно разбитая.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

27. Вид в сторону Валдая - Бологое.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

28. Сохранились также стрелки.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

29. А тут видимо долгие годы стояли тепловозы и паровозы.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

30. Место просто пропиталось мазутом. Хотя тут уже очень давно нет никаких тепловозов.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

31.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

32.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

33. Здание вокзала станции Крестцы мы еле нашли. Оно со всех сторон сильно заросло и было совершенно не заметно даже с дистанции в 100 метров.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

34. А это снимок примерно середины нулевых годов.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

35.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

36. Дорожка к перрону.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

37. Здание горело.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

38.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

39.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

40.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

41. В целом путевое развитие не такое уж и слабое и в основном сохранилось.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

42. Все, едем назад на трассу М-10. Нас заждались уже в Валдае.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

43.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

44. Бывший Екатерининский собор в центре Крестцов. Конец XVIII века. При СССР перестроен в клуб.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

45.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

46.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

47.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

48. Выезд на трассу в восточной части Крестцов.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

49. У этой заброшенной железной дороги есть еще одна достопримечательность. Сохранившийся арочный мост через реку Ярынья.
Но он расположен в стороне от дороги в глухом месте. Фото найдено в сети.
Потрясающе красиво! Почему бы линию не восстановить и не пустить паровоз с туристами от Бологое, с остановкой в Валдае.
Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почитал сейчас пост Жаконды с каментами. Люди, да вы ебнулись. Какие маркетологи?! Автомобили проектируют инженеры, собирают рабочие. Из материалов, которые добывают/производят другие рабочие, на оборудовании, спроектированном другими ...
Лето я не почувствовала. Только липкую жару. Весны тоже не было. Ни эмоционально, ни по погоде - даже в конце мая еще в куртках ходили. Тем удивительнее, что я очень четко переключилась на осень. Прямо 30 августа как тумблером перещелкнуло. Хотя еще было жарко, но рефлекторно тянулась к ...
Видел, как он играл в Суперсерии с ВХА. Его книга "Моя игра - хоккей" до дыр зачитана была. ...
В прошедшем месяце я посмотрела несколько очень разных фильмов, которые, возможно, и вас заинтересуют. Благо, диапазон широк - от экранизаций до фантастического боевика (с последнего и начнем). "Kingsman. Начало" (Великобритания, США, 2021) Я в курсе, что этот фильм - часть ...
Друзья, у меня небольшой вопрос. Одна из моих подруг (не замужем, кстати) талантливый пищевой технолог. Умеет готовить все что угодно, неоднократно выигрывала международные конкурсы, на нынешней работе придумала и ввела в продажу новые виды продукции, которые теперь пользуются огромным ...