«Город Зеро»: как Шахназаров предсказал крушение СССР


Когда маленький человек прикормлен на большой должности, и его никто не трогает, то ему хоть страна рухни, найдутся доводы сказать, что он ни причем. Об этом фильм Карена Шахназарова «Городе Зеро», снятый им в 1988 году, то есть за три года до распада советской империи. Эта кинолента подобна посланию. Запечатанному в бутылку и брошенному в море.
В фильме рассказывается о командировке столичного инженера машиностроительного завода Алексея Варакина в провинциальный город. Где ему нужно согласовать несколько технических моментов по продукции, которую местный завод поставляет в Москву.

И тут начинается фарс, в городе о столичном госте не слышали, на заводе его принимают с удивлением. Далее на обеде Варакину предлагают попробовать десерт – торт в виде его головы, но, когда тот отказывается, звучит выстрел и повар-кондитер падает замертво.
Жизнь в городе Зеро течет по своим законам, здесь все друг друга знают, все общаются, но каждый живет в своем маленьком мире. Возникает ощущение, что общество этого города медленно движется к неминуемой катастрофе, но не способно противостоять этому движению.

Единственный, кто все это видит – Варакин, но его обвиняют, забалтывают, и только прокурор города в конце фильма дает пораженному и уже отчаявшемуся гостю совет – бежать. Но можно ли убежать из города Зеро?
Ситуация в городе схода с положением в стране в период Перестройки: странные ценности, неактуальные призывы, полное расхождение слов с делом, кризис государственных систем. Режиссер Карен Георгиевич Шахназаров предсказал кризис государства представив положение дел перед его распадом.

По ходу фильма с зрителя возникает чувство клаустрофобии – все вокруг идет своим чередом, но не так, как привык главный герой. Хочется вырваться, но нет возможности, и город как болото засасывает Варакина, а вместе с ним и зрителя.
В какой ситуации происходят события? В период гибели социализма на шестой части суши, в этот период человек оказывается в чужом для себя мире, хотя остается в своей стране. Варакин никуда не уезжал их своей страны, а оказался в стране чужой.
Интересен прием режиссера с завязкой фильма – она стандартна и не предполагает никаких фокусов. Зрителю предлагается фильм на производственную тему с вкраплениями лирики. Поэтому зритель, попадая вместе с главным героем в ситуацию абсурда, оказывается, как и Варакин, шокирован.

По ходу фильма выясняется, что это город – не может быть частью какого-либо строя, потому что является тайной столицей мира, и его история связана со многими ключевыми событиями мировой истории.
В этом фильме есть много от Кафки, люди, связанные с властью, уклоняются от борьбы, втягивая главного героя в непонятную и чуждую ему жизнь.
Что же по итогу хотел сказать Карен Шахназаров? Фильм «Город Зеро» - это его попытка разоблачения соцреализма посредством артхауса, разыгранного в форме антиутопии, собранной из привычных советскому зрителю кинематографических средств.
Это художественный взгляд на привычный мир советского несвободного общества, вывернутый на изнанку, где люди добровольно сходят с ума по распоряжению руководства.
См.также:
За кадром «Забытой мелодии для флейты»: Почему близкие Леонида Филатова считали, что этой ролью он накликал беду
Советский фильм, снятый под надзором колумбийской мафии
10 советских фильмов, сюжет которых сложно понять сегодняшней молодежи
Неизвестная и неожиданная роль Андрея Мягкова. В 90-е он снялся в криминальном боевике
За кадром фильма «Одиноким предоставляется общежитие»: Почему создатели получали гневные письма после выхода картины на экраны
|
</> |