Город Львов как родина Польского танкостроения.
picturehistory — 16.11.2019Польский танк "Кресовец".
Еще не закончилась Первая Мировая война на западе Европы, как на востоке вспыхнули разборки между наследниками распавшейся Австро-Венгерской империи. 2 ноября 1918 года вспыхнули ожесточенные бои между поляками и украинцами за Львов, а через неделю польские ополченцы выложили на стол свою козырную карту - самодельный танк "Кресовец" ( по польски пограничник), сделанный в мастерских городского железнодорожного депо.
Танк "Кресовец".
Танк был трехколесным и был построен по проекту инженеров Вильгельма Люцки-Бирки и Витольда Аулиха. Предположительно его сделали на базе мотоплуга "Прага" К5 с четырехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 32 л. с., либо аналогичного мотоплуга "Прага Эксельсиора" с 40-сильным двигателем. Такие мотоплуги выпускали в Чехии с 1913 года и до начала Первой Мировой войны успели сделать несколько десятков штук.
Один из плугов купил какой-то прогрессивный польский помещик, чье имение находилось около Львова. И проникнувшись патриотическим рвением он передал мотоплуг польским повстанцам. Мотоплуг доставили в депо, находящееся под контролем поляков, установили на нем бронекорпус, склепанный из листов стали толщиной 10 мм.
Создатели польского танка у своего детища.
В амбразуре лобового листа и в двух боковых спонсонах установили три немецких пулемета калибра 7.92 мм, обеспечивавших танку круговой обстрел, а на крыше смонтировали командирскую броневую башенку. Экипаж состоял из пяти человек: командира , механика-водителя и трех пулеметчиков.
Украинцы благодаря своей агентуре узнали о постройке этого "Вундерваффе"и подготовились к его появлению, перекопав траншеями львовские улицы, по которым проходила линия противостояния. Из-за трехколесной схемы мотоплуга, предназначавшегося для движения по пашне, даже полуметровая канава являлась для него непреодолимым препятствием. По этому "Кресовец" использовался в основном как передвижная пулеметная точка для огневой поддержки польской пехоты.
Мотоплуг "Прага" К5 - возможное шасси первого польского танка.
Еще одна возможная кандидатура - мотоплуг "Эксельсиор".
Помимо танка "Кресовец" город Львов является также родиной и первого польского бронеавтомобиля.
Согласно официальной версии, когда в ноябре 1918 года во Львове начались боевые действия, то профессор Энтони Марковский предложил коменданту школы Сенкевича, капитану М, Борусе-Спечовичу идею использовать бронированную машину в уличных боях с войсками Западной Украинской Народной республики (ЗУНР). Идея понравилась и профессор Марковский за несколько дней разработал проект бронированного автомобиля на шоссе грузовика и воплотил его в металле. 8 ноября 1918 года бронеавтомобиль был готов. Он получил название "Танк Пилсудского"
"Танк Пилсудского".
Схема "Танка Пилсудского".
9 ноября 1918 года бронеавтомобиль вступил в бой во Львове, на улице Мицкевича, поддерживая польскую пехоту во время атаки на Сад Иезуитов, в котором оборонялись украинцы. Украинские солдаты вырыли канаву поперек улицы и сделали баррикаду из мебели. Ров и баррикада задержали продвижение бронеавтомобиля и вынудила его остановиться. Засевшие за баррикадой украинцы открыли сильный огонь по полякам. Поскольку из четырех пулеметов броневика мог действовать только один, командир броневика вывел его из боя.
К 22 ноября 1918 года польские войска выбили украинских бандитов из Львова. О дальнейшей судьбе первого польского танка и первого польского бронеавтомобиля ничего не известно.
См.также:
История французских танков – легенды и забытые проекты
Джон Уолтер Кристи и его танки
ХТЗ-16: самый массовый советский бронетрактор
Американские танки Первой мировой войны
Бронетрактор Н.А. Гулькевича