Горько-сладкий вкус ностальгии
amico_di_amici — 17.04.2017Увидел вчера эту работу фотохудожника Николая Ляпина. Обратил внимание на дату выпуска газеты и что-то такое накрыло... Вроде бы обычный год моей жизни, а сколько воспоминаний всплыло...
Весной 1969 года я был уже полностью оперившимся второкурсником, учёба и служба текли накатанной колеёй. Этот снимок сделан в начале мая, повсюду цвели маки, сирень уже отходила и распускались первые розы.
Подсумок на моём ремне говорит о том, что в тот день наш класс был дежурным по училищу. Это как резерв на всяческие непредвиденные случаи, вдруг, скажем, картошку на овощегноилище привезут, или ещё что-то подобное.
После "академии" в первую сессию, когда я завалил три экзамена, стало понятно, что со школьным отношением к учению надо расставаться и больше такого не повторялось никогда. После сдачи экзаменов за второй курс нас отправили на практику на подводные лодки в Лиепаю, Латвия. Увлекательная поездка через Украину, Белоруссию, Литву, Латвию на поезде. В Елгаве была пересадка. Так странно было видеть надписи латинским шрифтом повсюду, непривычную архитектуру, мрачные еловые леса вдоль путей.
В Лиепае мы всего пару раз выходили в город, но ничем особенным он не запомнился, кроме смешного названия местного пива Сенчо, а смешно было потому, что так звали нашего одноклассника, херсонского болгарина.
Зато запомнилось другое:
Мы сидели в казарме подплава в Лиепае и смотрели телерепортаж о высадке американцев на Луну, а дневальный, "партизан"-переподготовщик с тремя лычками старшины первой статьи на погончиках туго натянутой на его брюхо форменки, орал в телефонную трубку: "А мне плевать, что ты начальник штаба! Я сам председатель колхоза!" - очень не хотелось ему бежать кого-то искать. Оказалось, собирали народ на выходящую в море лодку.
И вот мы с приятелем Вовкой стоим в центральном посту старенькой "эски" 613-го проекта по левому борту у самого гальюна, чтобы отсюда наблюдать, как производится управление погружением. Страшно болит мой левый верхний коренной зуб. Сколько я их потерял после перехода с маминых харчей на училищную перловку! Вот открылись клапаны вентиляции балластных цистерн, вода с уханьем заполняет их, и палубный настил ощутимо уходит из-под ног. Вскоре становится ясно - что-то некошерно, лодка валится в глубину без остановки и сделалось понятным предназначением развешенных кое-где пустых банок от регенерации, в которые начинает сочиться вода из-под сальников. Помню все нарастающее напряжение в голосе боцмана, отсчитывающего десятки метров глубины погружения. Что-то не сработало или кто-то из "партизан" напортачил, из-за дикой зубной боли я так и не понял. Командир железным голосом отдавал команды о продувке балласта, установке горизонтальных рулей на всплытие и даче максимального хода, надеясь с помощью гидродинамических сил вырвать корабль из гибельного падения.
И это ему удалось. Боцман стал докладывать об уменьшении глубины, а откуда-то справа раздавался свирепый мат командира БЧ-V (старшего механика, для непосвященных).И, что характерно, у меня совершенно перестал болеть зуб!
Вот снимок, сделанный на территории части, мы уже собираемся разъезжаться в отпуска после практики.
На этом фото вертикальная линия мистически разделяет двух живых справа - меня и Сашу Полухина от троих, уже ушедших в плавание, из которого не возвращаются: Сашу Шубина, Борю Романенко и Володю Благодарова.
Потом был перелёт из Риги до Минеральных Вод на самолёте Ан-10 "Украина". Вот на таком красавчике:
Найдите внешние отличия от транспортного Ан-12, кроме окраски :)
Хотел бы, чтобы стонущие нынче о неудобствах полётов, послушали несколько часов рёв его двигателей. Уровень шума в салоне доходил до 122 дБ.
Но зато внутри места было вполне достаточно, на высоту салона обратите внимание:
Поэтому светильники были укреплены на спинках сидений, что видно на фото, но там почему-то не видно таких маленьких вентиляторов с резиновыми лопастями - других дуек в салоне не было.
Побыв несколько дней дома, я поехал в Ставрополь в гости к Серёге Черновалову, а оттуда мы дикими туристами отправились в Домбай и Теберду. По приезду оказалось, что расположиться там на ночь невозможно даже в палаточном городке. Но Серёга носил футболку с надписью СВВМИУ, что означает Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище, и её увидел один из парней, работавших в тургородке. Он пытался в том году поступить в нашу систему, но неудачно. Тут же познакомился с нами и жить мы стали не то, что в палатке, а в замечательном деревянном бунгало.
Эти места необыкновенно красивые. Были, по крайней мере. Мы постоянно совершали суточные походы в разных направлениях. Вот я снят на близлежащем леднике, к сожалению, неопытный фотограф лёд как раз и не захватил, а он и снег сверкали нестерпимо, что видно по моим глазам :)
На мне пилотка подводника. Её я оставил гостеприимному парню, чья мечта не сбылась.
Потом мы решили перевалить Кавказский хребет в Абхазию, были там туристические тропы. Несколько дней прожили в палатках на поляне в начале маршрута. Вы не пробовали варить овсянку или вермишель с тушонкой в нарзане? А нам довелось, из трубы в лагере тёк именно он, другой воды не обнаружилось.
Но третий мальчик, моложе нас, идти не захотел, ну, и мы отказались от затеи. Потом поехали по домам и в своём Владикавказе я встретился с девочкой, с которой учился в одном классе и даже сидел за одной партой. Прежняя симпатия вспыхнула вновь, мы ежедневно встречались, отпуск закончился совершенно не вовремя :)
Через два года мы поженились и вместе, насколько это позволяла профессия моряка, по сегодняшний день, а Серёга был был свидетелем в ЗАГСе с моей стороны.
Таким мне помнится 1969 год.
Может, и этот, 2917-й, кто-нибудь помоложе будет вспоминать с щемящим чувством невозвратимости такого милого прошлого.
|
</> |