Горький квест

В чем неправа Маринина? На мой взгляд, в изображении Союза как тотальной системы. Да, в какой-то момент это было и государство впервые в истории России получило возможность добраться буквально до каждого. Но это было достигнуто сверхнапряжением сил, система была быстро скомпрометирована и начала разрушаться. Подумайте, сталинскую систему после его смерти никому и в голову не пришло поддерживать и развивать - что само по себе говорит о ее неестественности и ненормальности для России.
Шестидесятые годы - это время зарождения, а семидесятые - развития неких лакун, заводей, в которых все не так как в большом обществе и в которые из этого большого общества с его законами, моралью и людьми можно было сбежать. Этих лакун было много - фарцовщики, уголовники, диссиденты, "выездные", антисоветчики, националисты - и тот кому не нравилось советское общество как таковое, мог сбежать в одну из этих лакун - с ее издержками, конечно. Восьмидесятые - это время, когда из советского общества полностью или частично вышли ВСЕ его граждане, либо полностью находясь в этих лакунах, либо активно взаимодействуя с ними. Первым это понял Андропов (мы не знаем общество в котором живем), но сделать ничего не успел. Потом страна рухнула, потому что не стало народа, который должен был ее защищать.
И уйти из того мира, который описала Маринина - можно было и в семидесятые. Вопрос - какую цену ты готов был за это платить, за бытие отщепенцем.
А в чем права Маринина? На мой взгляд, она подметила чрезвычайно верно - мы создали общество, в котором никто или почти никто по крайней мере из молодого поколения не чувствует потребности уживаться друг с другом.
В девяностые у нас рухнула не только идеология. У нас рухнули все площадки, на которых присутствовало общество и происходил процесс согласования интересов. Буквально все. Двор, который играл роль общественного мнения, партком, профком, все советские молодежные общественные движения. Вдумайтесь - нет и до сих пор места, куда бы мы регулярно все ходили. В Польше это католическая церковь. В США разные церкви - но церкви. У нас нет ничего.
И на Украине нет ничего. Потому молодежь вышла на Майдан и потому он закончился так трагически. Никто не видел необходимости уживаться с Крымом, с Донбассом, глобально с Россией - нас всех ставили перед фактом. Никто не то что не хотел - но и не умел уживаться и не видел последствий. И как подметила Маринина - сильно ушиблись о свое неумение.
Проблема в том что и у нас это есть. Нормальных партий нет - но партии это еще не все, поскольку жизнь не заканчивается политикой. От отсутствия действенных механизмов общественного мнения, каким раньше был двор - пошла политика криминализации всех сколь-либо опасных деяний, раздувания Уголовного кодекса и попытка подмены морали уголовным правом - опасная и заведомо провальная. Двор теперь у нас - это пространство грязи, сломанной детской площадки и конфликта, куда поставить машину.
Нам надо что-то вырабатывать. Общее. Если не хотим рассыпаться в пыль истории.
|
</> |