"Горе" Дмитрия Бальтерманца и беда либеральных "правдолюбов".
kamajuki — 10.05.2022"Горе" является самой известной в мире работой Дмитрия Бальтерманца, военного фотокорреспондента в годы Великой Отечественной. Вне всякого сомнения, эту фотографию можно отнести к главным снимкам всей Второй Мировой войны, наряду со "Знаменем Победы над Рейхстагом" Евгения Халдея, "Комбатом" Макса Альперта, "Водружением флага над Иводзимой" Джо Розенталя и "Высадкой в Нормандии" Роберта Капы.
В википедии "Горю" посвящена отдельная статья. Приведу фрагмент:
На фотографии изображено место расстрела немецкими оккупантами мирных жителей (в Крыму): по полю ходят потрясённые горем люди, разыскивающие родных среди лежащих в снегу трупов.
В течение первых дней декабря 1941 года несколько тысяч (согласно немецкому рапорту — 2,5 тыс. человек, согласно свидетельствам очевидцев — 7 тыс. человек) евреев, живших в Керчи, были расстреляны зондеркоммандой 10Б айнзатцгруппы Д в противотанковом рву у поселка Багерово. Затем, 29 декабря, в том же противотанковом рву в связи с тем, что советской разведгруппой был убит немецкий офицер, оккупанты расстреляли несколько сот жителей посёлка Самострой около Камыш-Буруна — русских, украинцев, крымских татар.
Советские войска первого эшелона высадки десанта в район Керчи увидели Багеровский ров 30 декабря 1941 года; в начале января на это место прибыли следователи и фотожурналисты. Среди них были Дмитрий Бальтерманц и Евгений Халдей.
Бальтерманц долгое время не отбирал снимок для своих персональных выставок. В 1960-х годах известный итальянский фотограф Кайо Гарруба, приехавший в Москву, обнаружил в архиве Бальтерманца фотографию. Гарруба готовил выставку «Что такое человек», совместно с Бальтерманцем он придумал название фотографии. Бальтерманц изменил фотографию, добавив облака с другой фотографии. Фотография была признана лучшей на выставке, получив несколько призов. В СССР снимок был показан только в 1975 году во время празднования 30-летия Победы.
У любого читателя возникает вполне резонный вопрос: почему такой сильный снимок так долго ждал публикации?
Ответ можно найти у "либеральных" авторов, как известно, обладающих в нашей стране монополией на истину. Вот что пишет по этому поводу "Дилетант":
"КоммерсантЪ" :
Во время войны фотокорреспондент Дмитрий Бальтерманц был послан в Керчь снимать высадку советского десанта. Десант в итоге не высадился, зато фотограф увидел ужасную картину: по полю среди сотен трупов ходили обезумевшие от горя люди — фашисты расстреляли здесь несколько тысяч мирных жителей. Бальтерманц отснял множество кадров. Позже "Горе" стало одним из символов войны и сейчас является едва ли не самой дорогой фотографией советских авторов того периода (по предварительной оценке Sotheby`s, $3-15 тыс.). Но снимок получил такой резонанс не сразу. Сам Бальтерманц, много работавший со своим архивом, ни разу не отобрал его для персональных выставок: фотография не соответствовала официальным представлениям о том, как должно выглядеть горе. В 1960-х годах в Москву приехал знаменитый итальянский фотограф Кайо Гарруба. Он готовил выставку "Что такое человек" и отыскал забытую съемку. Вместе с Бальтерманцем он придумал емкое название — "Горе". Бальтерманц также поработал над фотографией — впечатал более светлое небо. В итоге снимок был признан лучшим на выставке, получил массу призов. В России его показали впервые только в 1975 году по случаю 30-летия Победы.
Не стану заострять вашего внимания на противоречиях дилетанта и коммерсанта (один пишет о впечатывании темного неба, а другой - светлого), выделим общее: снимок не публиковался в СССР более 30 лет из-за цензуры.
Ох, уж эта жестокая коммунистическая цензура! Что же такого ужасного, дискредитирующего советскую власть в этом историческом снимке? Тем более, что с 1965 года Дмитрий Бальтерманц работал главным редактором фотоотдела "Огонька" и по долгу службы должен был заниматься этой самой цензурой?
Боюсь, ни "коммерсы", ни "любители" не смогут дать внятного ответа. Видимо, своё вдохновение они черпали из статьи в "Нью-Йорк Таймс" от 8 мая 1992 года:
Но даже американский автор не писал о том, что "Горе" скрывали от советского зрителя десятилетиями. Ибо это откровенная ложь и обычные инсинуации нынешних российских "либералов". Но зато делает упор на использование фотомонтажа в репортажном снимке.
Давайте, разбираться. Начнем с того, что репортаж с места расстрела в Багеровском рву был опубликован ещё 8 марта 1942 года в журнале "Огонёк". Да, там не было именно этого снимка Бальтерманца, но журнальные площади не безграничны и опубликованные в журнале фотографии по идеологическому содержанию ничем не отличаются от обсуждаемой работы. Авторы: И. Анцелович, И. Озерский, Д. Бальтерманц
В 1972 году на экраны вышел фильм "Горячий снег".
В начальных кадрах показан ряд фотоснимков военного времени. Есть там и "Горе" в исходном варианте. Фильм посмотрели больше 22 миллионов зрителей.
Итак, подведём итоги нашего нехитрого расследования:
1) Снимок "Горе" Дмитрия Бальтерманца не был в СССР под запретом и керченская трагедия не замалчивалась
2) Он не был опубликован в прессе в 1942 году не по цензурным соображениям, а по выбору редактора, отдавшему предпочтение другим, не менее жестким кадрам.
3) Бальтерманц прибег к коллажу спустя десятилетия после съемки, применив данный художественный приём при подготовке работы для фотовыставки.
4) Именно коллажированная версия снимка не публиковалась в СССР до 1975 года, возможно, по причине того, что был хорошо известен исходный вариант.
P.S. Статья в википедии - полуправда.
P.P.S. Дилетантам и коммерсантам - пламенный привет!
|
</> |