Гордыня и смирение
savarskaya — 18.10.2010Смирение является источником всех хороших качеств.
И Ведические писания говорят, что все 26 качеств знания, которые описаны в Бхагавад Гите, такие как - ненасилие, простота, терпение и т.д., берутся из смирения.
Смирение является силой человека. Это не слабость. Смирение - это очень большая сила.
Тогда как гордыня/гордость является слабостью человека. Все недостатки человека, такие как зависть, гнев, вожделение, иллюзия, жадность берутся из гордости.
Махабхарата говорит, что смирение - это такая сила, с помощью которой можно изменить весь мир вокруг, вооружённый гордыней.
Махабхарата говорит, что если агрессия направлена на смиренного человека, она не сможет достичь цели. Смирение - это самая большая защита.
В Бхагавад Гите сказано, что зло, никогда не одолеет добро. Человек, который поступает и живёт в гармонии с законами Вселенной, то даже если на него будет направлена какая то агрессия, она будет возвращаться к тому человеку, из которого она исходит...
Если мы гордо стоим - то это ударит по нам, но если мы как "неваляшка" - то нас невозможно сбить...
Ураган может вырвать с корнем огромные деревья, но он не в состоянии вырвать траву, которая склоняется перед каждым.
Это очень большая сила. Что бы поступать таким образом, нужно быть сильным человеком, потому что гордыня - проявление слабости. Потому что такой человек не в состоянии пожертвовать своими амбициями.
И если смирение - это приверженность к истине и понимание природы вещей, это деятельность в гармонии с законами Вселенной... Когда человек так действует - вся Вселенная становится на его сторону.
Гордый человек может не выражать другим своего почтения и хочет действовать независимо от законов Вселенной. Это самый не защищённый человек и такой человек, ослеплённый своей гордыней, будет делать очень много ошибок и сам же страдать от своих действий.
(вышеизложенное законспектировано с ведической лекции Сергея Тимченко)
"Истинное смирение – это естественное состояние сознания. Истинное смирение проистекает из чистоты сердца." (Радханатх Свами)
Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.
В христианстве гордыня является самым тяжким из семи смертных грехов...Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.
В Исламе
В Исламе гордыня (кибр) - большой грех и причина других грехов.
Сбитые с толку влиянием ложного эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны враждебно /с завистью/ относятся к Верховной Личности Бога, Господу, который находится в их сердцах и в сердцах всех остальных живых существ, и порочат истинную религию.
БГ16.18
Здесь четыре лекции Сергея Тимченко на тему гордыни и смирения (лекции бесподобные!)
Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Его лекции посвящены 54 аспектам Смирения.
А вот нашла у baslie о 64 аспектах гордыни:
64 аспекта гордыни
1. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
3. Чувство собственной исключительности.
4. Ощущение себя жертвой.
5. Хвастовство.
6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
8. Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
9. Суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
10. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
11. Не позволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
12. Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.
13. Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.
14. Обидчивость.
15. Излишняя впечатлительность или бесчувственность. Поспешность в выводах, или нежелание признавать факты.
16. Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.
17. Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.
18. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
19. Ощущение своей никчемности.
20. Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.
21. Непрощение себя и других.
22. Разделение людей на иерархические уровни – кто лучше или важнее, затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.
23. Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.
24. Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.
25. Подозрительность к людям, Богу, Посланникам и Владыкам.
26. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
27. Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.
28. Нежелание идти на риск посвящения себя важному, вдохновляющему делу. Нет высшей цели и творчества.
29. Сотворение кумира из себя и из других.
30. Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беспокойства о деньгах.
31. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.
32. Поверхностность в чувстве благодарности.
33. Игнорирование "малых людей". Извлечение выгоды из своего положения.
34. Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.
35. Не осознание того, каким образом каждое из перечисленных составляющих гордыни проявляются в тебе. Недооценка могущества иллюзии.
36. Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков. В целом, сращивание с отрицательными и положительными состояниями психики.
37. “Я – тело и ум. Я обречен на жизнь в материальном мире”.
38. Страх проявлять свое эмоциональное состояние и отношение, говорить сердцем.
39. Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.
40. Не осознание предубеждений и не желание их прояснять.
41. Распространение слухов и сплетен.
42. Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.
43. Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.
44. Недостаток самоуважения, основанного на понимании своей сущности.
45. "Тебе нет до меня никакого дела".
46. Безрассудство, подавленное чувства меры.
47. Наличие отношения: "Моя группа самая лучшая", "Я буду слушать только своих, и служить только им".
48. Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе, и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.
49. Нечестность и непорядочность в отношениях.
50. Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.
51. Желание всегда оставлять последнее слово за собой.
52. Прибегать к высказываниям авторитетов, для того чтобы не разбираться с конкретными ситуациями. Штампованное мировоззрение.
53. Зависимость от советов и мнений, безответственность.
54. Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.
55. Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.
56. Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.
57. Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.
58. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).
59. Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.
60. Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида, и пр.
61. Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своем обществе и семье.
62. Ощущение права распоряжаться имуществом других, и игнорирование норм, принятых в другой семье.
63. Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.
64. Отсутствие счастья.
Приложение:
СМИРЕНИЕ: ДВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Ведический Мудрец и Святой Шрила Прабхупада давал смирению следующее определение:
«Смиренного человека не трогают почести, которые оказывают ему другие, и, конечно же, не беспокоит их отсутствие. Материальные представления о жизни заставляют людей стремиться к тому, чтобы их почитали окружающие. Но с точки зрения человека, обладающего духовным знанием, то есть понимающего, что он не является телом, все, относящееся к телу, будь то честь или бесчестье, лишено смысла. Не следует гнаться за почестями, поскольку они преходящи».
Шрила Санатана Госвами описывает истинное смирение следующим образом:
«Знаток писаний называет человека смиренным, если он, обладая множеством хороших качеств, все же считает себя ни на что не годным, неразумным и бесполезным для общества. Долг преданного – вести себя так, чтобы утвердиться в смирении, используя свое тело, речь и разум. Разумный человек постарается научиться смирению. Истинное смирение – это зрелая стадия премы».
тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих
«Тот, кто считает себя менее значимым чем травинка, кто так же терпелив как дерево и кто почитает других не желая того же для себя, лишь тот обладает достаточными качествами, чтобы постоянно воспевать славу Господа Хари»
(Шикшаштака Шри Чайтанья Махапрабху)
|
</> |