Гора Гризим


Укрыты облаками холмы Шомрона
По библейской традиции именуемые горами

Лохматое облако зацепилось за гору Эйваль (Гевал в привычной транскрипции)
Все никак не привыкну к ветхозаветным названиям в обыденности дорожных указателей, административных округов.
Будто в легенду попадаешь.
Как бы вам "Армагеддонский районный совет", или, цитата: «Из отеля "Гора Сион"
открывается замечательный вид на долину Геенны..»(огненной, той самой "Гэй бен-Ином" на иврите).

Под шабат повезло с погодой - всю неделю лило и грохотало,
я уже готовилась к прогулке под зонтиком, Гризим в ненастье - в этом даже есть свое очарование,
но обошлось )

*******
Строили-строили-наконец построили - наша новая железная дорога, бодро бежит через всю страну с юга на север,
бодро пробегает Офаким.. не останавливаясь. На нашей станции еще бордюры недокрашены,
деревца на подъездной аллее недопосажены - по прежнему делаем крюк на Беер-Шеву, что бы тут же поездом обратно

Едем под радугой - хороший знак!

*******
На севере усиленные посты повсюду, проверки на дорогах

Гора Гризим - туда и в спокойные времена мало кто добирается из туристов.
С отчаянной амутой "Место встречи" (с которой ездили в Хеврон) на приличной скорости несемся через арабские деревни,
на встречу патрули в брониках - навороченные каски, оружие наготове.
У нас в минибусе вроде бы тоже специальные стекла пуленепробиваемые,
и неизменный, захваченный с собой "авось".

Исторический заповедник Гризим, и комплекс Могила Иосефа

Впервые гора Гризим упоминается во Второзаконии:
Моше завещал поставить после перехода через реку Иордан 12 больших камни на горе Эйваль и написать на них «все слова Закона» (Втор.27:2—8), там же устроить жертвенник, а затем шести коленам Израиля (Шимон, Леви, Иеhуда, Иссахар, Биньямин) с горы Гризим произносить благословения народу, а остальным шести с горы Эйваль — проклятия нарушителям заповедей.
Это завещание исполнил Йеhошуа бин Нун (Иисус Навин) (ИбН. 8:30–35)
Впоследствии исторический древний Шхем был построен в долине между этими двумя горами.
В главе 24 Книги Иисуса Навина мы находим рассказ о сборе всех колен Израилевых в Шхеме, декламации пасхального мифа и совершении, согласно завету, ритуала у священного дуба в Шехеме, «который был в святилище Яхве». Во Второзаконии мы находим описание аналогичного ритуала на горах Геваль и Гризим, то есть в Шхеме.
Судя по всему, в ранний период поселения израильтян на земле Ханаан в Шехеме отмечался праздник в честь богоявления на горе Синай и даровании израильтянам Завета.
httр://www.k2x2.info/religiovedenie/mifologija_blizhnego_vostoka/p7.php
Сегодня под горой Гризим расположился современный Наблус (арабское название.
унаследованное от греческого "Неа-полис", новый город).
Древний Шхем лежал глубже в ущелье (справа от нас). Склоны Гризим и Эйваль образуют естественный амфитеатр,
на которых три тысячи лет назад разместились 12 колен Израилевых.

Слово Ицхаку Фишелевичу:
"Начиная с 1982 г. на горе Гризим постоянно велись археологические работы. Открытия, сделанные учеными в этот период, сенсационны: обнаружены не только остатки стен самаритянского храма, в существование которого не все историки верили, но и эллинистический город эпохи Селевкидов, а также базилика и остатки монастыря Византийской эпохи. Заодно получила подтверждение датировка по еврейским первоисточникам, что Храм самаритян был сооружен во времена Нехемии, в V веке до н.э., а не в эпоху Александра Македонского.
После 2000 года было решено превратить территорию раскопок в
Национальный археологический парк-заповедник. Для удобства туристов
построили автостоянку, кассы, буфет с террасой, столики для
пикников, туалеты, развесили повсюду музейные таблички, разметили
дорожки, огородили опасные места."
httр://mesto.org.il


Ступеням более двух тысяч лет...

Безвре́менник осенний, он же Колхикум лилиецветный,
неделей раньше приглашали в экскурсию на Мирон, где как раз осеннее цветение редких видов,
жалела, что не добралась. А тут вот он, красуется, пробился из под замшелых камней


Еще что-то сочно пробивается меж глыбами, радуясь дождливому сезону

Комплекс охраняется, обнесен оградой и обустроен.
(Потому немного платный, около 20 шек)




Древняя маслобойня. Оливки на местных холмах росли спокон веков.

До недавнего времени древности были скрыты в недрах кургана (потому и не растащены на последующие постройки)




Остатки византийской мозаики проглядывают, если присмотреться

Израильский поселок Браха (от ивр. "благославение"), втрое название горы из Писания - "Гора благословений"

В ясную погоду на северо-западе различим даже Тель-Авив и Средиземное море поблескивает в закатных лучах.
"Спорные" территории, да. Прямой наводкой весь Центр страны.
Либеральные "общечеловеки" считают, что есть о чем спорить.

Палестинская Автономия - автономна во всей своей государственности,
налоги с граждан собирает, административным управлением занимается (строительство, деловые и частные отношения),
там независимая система образования, здравоохранение, силы правопорядка.
Израильского присутствия за "зеленой чертой" (зона А) нет.
Единственное, чего несчастная "оккупированная" территория, стенающая о "независимости" не может делать -
официально объявить войну Израилю. Коих намерений совершенно не скрывает. Неофициально давно уж приступили..




Вполне себе город. Узнаваемая арабская застройка.
Новые кварталы Хеврона так же выглядят. И центр Аммана.
Ни "хрущебин", ни панелек, ни многоэтажек на двести пятьдесят подъездов.
Общественные здания и отдельное жилье для семейных кланов.
Город расползается по ущелью беспорядочно и неограниченно.


Предместье, тоже арабский поселок.
Розовый дворец - частное владение, в стиле Вилла ла Ротонда "лучше, чем настоящая",
частный парк вокруг с родниками и оленями и прочая шехерезада.



Балата - особое образование в черте Наблуса-Шхема, мелькающее порой в ближневосточных новостях.
Как вы себе представляете "лагерь беженцев"?
Мечети, больницы, школы (даже музыкальная есть), городок с тесной застройкой - население уплотнилась
в разы за минувшие десятилетия. Чего сидят друг у друга на головах? Социалка и пособия от "миротворцев",
кто откажется. Взять свой иорданский паспорт и рвануть на вольные хлеба - придется же самим крутиться.


"В основе текстов Книги Бытия, судя по всему, лежит история двух древних исходов народов в страну Ханаан, которые, собственно, и стали началом истории Израиля. Первое из «великих переселений» произошло под предводительством Авраама. Эти люди пришли из Ура Халдейского примерно в середине XVIII века до н. э. и в конечном итоге расселились вокруг Хеврона.
Вторая волна переселенцев состояла из кочевых или полукочевых племен арамейцев во главе с Иаковом, также именуемым Израиль. Третья волна расселения, частично состояла из племен, долгое время проживших в Египте, пришла в Ханаан с юга и востока ближе к концу XIII века до н. э.
Все эти группы, из которых и сформировался народ Израиля, в основном вели полукочевой образ жизни.
Придя в Ханаан, они столкнулись с местным населением, семитами, как и они сами. Обзор ханаанской мифологии показывает, что она сформировалась в земледельческой среде. Позднейший рассказ о поселении евреев, приведенный в Книге Иисуса Навина, предполагает, что земледельческие обряды и сезонные праздники коренного населения были восприняты пришельцами и сохранились."
Племена кочевали-переселялись-обустраивались, как водится у рода людского, воевали направо и налево,
смешивались, заимствовали верования и обычаи. 18-13 век. До нашей эры!
Что было в Европе севернее Афин в те времена? Медведи
Существует ли легитимность на землю? А срок давности? Кто из существующих и существовавших царств
имел законный сертификат на земли? Только договоренности. Постфактум. Сильных с сильными на тот момент.
Как в природе. Кто занял угодья,
Ничего не изменили миллионы лет эволюции, каждому бы по планете,
по континенту на худой конец, тогда б только были довольны.
Дополнение на тему археологии
С давних пор многие археологи стремились отыскать легендарный жертвенник Иешуа бин Нуна на горе Эйваль.
Поиски эти ни разу не увенчались успехом, поэтому среди многих учёных сформировалось мненение о том, что вся история со строительством жертвенника не имеет под собой реальной основы и является лишь легендой.
В конце 80-х годов придерживающийся этой концепции археолог Адам Зарталь проводил раскопки на одном из склонов горы Эйваль и натолкнулся на руины непонятного строения.
Первоначально Зарталь, уверенный в том, что предание о жертвеннике является вымыслом, решительно отверг предположение, что им найден легендарный алтарь Йеошуа Бин-Нуна, но затем год за годом, продолжая раскопки, к своему крайнему изумлению стал всё больше и больше убеждаться в верности фантастического предположения.
Сначала он понял, что раскапываемое им строение, судя по его внешнему виду а также обилию обожжёных костей животных, имело исключительно ритуальное значение. Затем стало ясно, что алтарь был еврейским, а не языческим, ибо все найденные кости принадлежали животным, используемым в ритуальных целях исключительно евреями. Наконец потрясённый археолог, благодаря найденным при раскопках предметам - в том числе перстню-печати из Египта эпохи Исхода - и методу радиоуглеродного анализа доказал, что время строительства и использования алтаря совпадает с указанным в ТаНаХе.
В дальнейшее развитие событий вмешалась политика...
Признать, что на горе Эйваль возле Шхема найдена одна из важнейших еврейских святынь, подтверждающая к тому же историчность описываемых в ТаНаХе преданий, было не по силам ни стремящемуся поскорее избавиться от "ненавистных территорий" правительству, ни господствующим в сфере гуманитарных наук левым радикалам. Наоборот, последний восприняли подтверждение об историчности одной из историй ТаНаХа как личное поражение в их борьбе против еврейской истории Эрец Исраэль и ещё одну преграду на пути "мирного процесса".
...стараниями жителей соседних поселений Кдумим, Алон-Море и Швей Шомрон жертвенник удалось защитить от уничтожения. Сегодня борьба за спасение жертвенника развернулась в направлении привлечения общественного мнения к проблеме.
Рядом с жертвенником проложена новая дорога, соеденившая поселения Шавей Шомрон и Алон Морэ и позволившая экскурсионным автобусам и автомобилям подъезжать прямо к памятнику.
Из httр://maof.rjews.net/excursions/24-excursions/191-
Апд. По наводке френдессы

Евгений Гангаев исполняет песню "Гора Гризим - гора Эйвал":
"Что это мы бузим...
Слева гора Гризим, справа гора Эйвал"(с)

|
</> |