Гольштейны и евреи

Правительственная политика по отношению к евреям до 1880-1890-х гг. вовсе не была сплошь запретительной, напротив, практически весь предшествующий XIX в. власть с усердием, достойным лучшего применения, старалась «слить этот народ со всем населением России» (А. Д. Градовский) путем распространения среди него просвещения и «полезных занятий», а в период Великих реформ «подданные иудейского исповедания» получили немало существенных льгот. Черта оседлости (Юго-Запад империи), за пределами которой евреям запрещалось жить (исключая выкрестов, купцов первой гильдии и лиц с высшим образованием), вовсе не была непроницаемой, о чем красноречиво свидетельствует статистика роста еврейской общины Петербурга: 1855 г. – менее 500 человек, 1910-й – почти 35 тыс.
Еще более важен качественный рост еврейского элемента, который с 1860-х гг. захватывал все более и более серьезные позиции в торгово-промышленном классе и интеллигенции. В середине XIX в. евреи бесспорно преобладали среди купцов черты оседлости. Даже в Петербурге в 1881 г. они умудрились составить 43% маклеров и 42% ростовщиков. Евреи фактически монополизировали хлебный и лесной экспорт и до введения государственной монополии на винокурение и питейную торговлю 1896 г. играли важнейшую роль в этом чрезвычайно прибыльном бизнесе. В середине 1880-х еврейское происхождение имели 18,4% купцов первых двух гильдий по стране в целом, а в начале XX в. – 35% российского торгового класса. Наплыв еврейской молодежи (получавшей неплохое начальное образование в еврейских религиозных школах, щедро финансируемых государством – даже в начале XX в. более чем на 52%) в средние и высшие учебные заведения был поистине наводнением: в 1880 г. евреи занимали места 12% всех учащихся гимназий (в черте оседлости – более трети), а к 1886 г. – 14,5% всех студентов (в Одесском университете каждый третий студент был евреем). Соответственно рос их процент среди людей «интеллигентных профессий», так, в 1888 г. по Петербургскому судебному округу евреи составляли 21% всех присяжных поверенных и 39% помощников присяжных поверенных.
В 1880-х гг. впечатляющий рост еврейского влияния в хозяйственной и образовательных сферах наконец напугал самодержавие своей неподконтрольностью и вызвал ряд ограничений по отношению к нему. В 1887 г. была принята процентная норма для евреев в средних и высших учебных заведениях: 10% в черте оседлости, 5% – вне черты, 3% – в столицах; в 1891 г. из Москвы выселили тысячи евреев и т. д. (Тем не менее расхожий миф об участии властей в организации погромов современными историками не подтверждается.) Но все это не решало проблему по существу, а только вызывало раздражение среди еврейской молодежи и толкало ее в революцию: если в 1871–1873 гг. доля евреев, привлеченных к дознаниям по политическим делам, составляла от 4 до 5%, что соответствовало их доле в населении страны, то к концу 1880-х таковых уже было от 35 до 40%. Реальный заслон «еврейскому нашествию» могли поставить только, говоря словами Гилярова–Платонова, «покровительственные и поощрительные» меры по созданию на основе русского крестьянства массового слоя грамотных крестьян-собственников, но до столыпинской реформы никаких шагов в этом направлении предпринято не было.
Сказалась [Первая мировая] война и еще на одном национальном вопросе – еврейском. Отступление русской армии фактически ликвидировало черту оседлости, десятки тысяч жителей которой хлынули в Центральную Россию, стараясь обосноваться в столицах. В Московском университете в 1916 г. еврейское присутствие составило уже 11,6%.
С. Сергеев. Русская нация или Рассказ об истории ее отсутствия. М., 2017. С. 248-252, 434
http://loveread.ec/view_global.php?id=61217
Т.е., даже если бы монархия сохранилась, Россию всё равно ожидало бы массовое еврейское проникновение во все сферы русской жизни. Предотвратить его можно было только жёсткой антиеврейской политикой, но для такой политики у монархии просто не было яиц. Революция сделала этот процесс более взрывным, с другой стороны, по её итогам Россия утратила западные области с самой большой концентрацией еврейского населения, что определённо снизило приток еврейства в русские области. Политическое влияние, которые евреи приобрели в России в результате революции, они утратили в 20-х гг. и смогли вернуть себе (теперь уже на антикоммунистической волне) лишь в 90-х, опять утратив его в начале 2000-х. Западные же страны (в т.ч. монархии – ср. Англию, Бельгию, Данию, Швецию и т.п.) евреи смогли без всяких революций поставить под свой экономический и политический контроль, каковой контроль они и сохраняют за собой по настоящее время. Т.е. вполне представима ситуация, в которой евреи поставили бы Россию под свой экономический, а потом и политический контроль без всякой революции, причём этот контроль оказался бы гораздо более устойчивым, чем он оказался по факту в результате революции.
|
</> |
https://bit.ly/2U3IpIb
I Love Books: создаем пассивный доход на книгах-бестселлерах от 85 000 рублей в месяц.
Гарантия возврата денег.