Голосование и портвейн
oleg_24 — 18.01.2024 Проблема демографии — это беда во всём мире. Несмотря на тот факт, что людей на планете дофига — чуть более 8 миллиардов человек, общий тренд един: мы вымираем.Пока только Африка ещё плодится выше уровня воспроизводства, но и там общий курс на снижение.
Снижение рождаемости идёт рука об руку с урбанизацией. Всегда и везде. А урбанизация плюс эмансипация женщин — и эффект усиливается. Лудитский подход: давайте отменять городскую цивилизацию и тогда все так заживём, что даже йодом мазаться не надо будет — не работает. Украина и прочие страны, загнанные Западом насильно в архаику, всем нам яркий пример.
Материнский капитал и прочие меры финансовой поддержки дают небольшой всплеск при старте программы, но не меняют тренд. (Проверено всеми странами. Размер премии при этом не важен). Запрет/разрешение абортов также кардинальным образом на воспроизводство населения не влияет. Иначе бы эта тема давно перекочевала в скучные государственные решения, а не оставалась одним из вечных холиваров. Риал политика — скучна и неинтересна, как семейный бюджет и вся прочая жизнь взрослых.
Квартирный вопрос — важный фактор. Но в нём есть много нюансов. Все хотят жить на Кремлёвской набережной, например, или на Фрунзенской. Но там местов нет. А потребности общества / государства состоят в том, чтобы люди поехали на Дальний Восток расширять БАМ, как вариант. Там и жильём можно обеспечить :). В общем нужна осознанная направляемая контролируемая внутренняя миграция. (В этом вопросе тоже нет простых решений. Т.к. с одной стороны нужно чтобы люди оставались на местах и развивали территорию, с другой – необходимо, чтобы они были легки на подъём и по первому свистку были готовы исполнить «Комсомольцы – добровольцы» лёжа на верхней полке плацкартного вагона. Две эти потребности постоянно конфликтуют между собой как на федеральном, так и на локальном уровнях)
«Нужно строить много нового жилья» разбивается о вопрос «Где?», как корабль о риф. Можно возвести квадратные метры в Инте, например, но туда никто не желает ехать. Все хотят в столицу и кружевные трусики. Но в столице уже тоже тесновато и нет потребности в таком количестве масс.
В вопросе демографии и миграции есть ещё потребность переломить тренд на сжатие, сформировавшийся в 90-е: когда из деревень и малых городов все стали уезжать в мегаполисы. У нас большая часть территории могла бы получить название «Брошенная Россия». Но этот тренд переломить попроще, чем снижение воспроизводства. Тут нам физика приходит на помощь: всегда при сжатии система проходит точку равновесия, а затем начинается обратный разворот. Тот факт, что сейчас индивидуальное строительство становится ведущим в отрасли, демонстрирует нам, что разворот уже начался. Так что если перестать пускать слюни и рыдать по «утерянной русской деревне», а начать превращать все эти деревни, сёла, малые города - в малые города (города по сути, а не только по названию), то это может дать дополнительный толчок, так сказать, ускорить разворот.
Но давайте вернёмся к началу: урбанизация идёт рука об руку со снижением рождаемости. Дети — это сложно. Дети — это время и внимание. А это очень ограниченный ресурс. Тем более что за этот ресурс, за оба эти ресурса, идёт постоянная битва рекламщиков, маркетологов и прочих продавцов плюшек и хотелок. «Какие дети? - когда надо сходить в Колизей посмотреть, как рубятся пацаны на мечах, а тигры терзают Боярских и прочих гладиаторов. А после надо посидеть с пацанами из клиентелы посидеть повспоминать как сегодня мы ходили по улицам Вечного Города писали разные граффити на стенах и дрались с мудаками из клиентелы другого сенатора. Клиенты — кровь на камнях!»
В обществе спектакля (любого его формата) человек лишается в том числе и личного времени. У него его больше нет. Корпорации ведут между собой битвы за право распоряжения этим самым «личным», «свободным» временем. Будет ли у человека больше времени в обществе пентакля — вопрос. Но Мона Лиза разрушается /*зачёркнуто*/ Китай тоже вымирает.
После этих букв можно сказать лишь одно: у нас получается не так много параметров на которые можно повлиять, чтобы изменить ситуацию. Но решение, которое может изменить ситуацию пока видится лишь такое: 24 часовая рабочая неделя и пенсия с 45 лет (после 23 лет трудового стажа) и повышение осознанности наших сограждан. Без последнего мы можем натолкнуться на ситуацию, когда вместо того, чтобы делать детей люди от избытка времени начнут делать беспорядки и прочее непослушание. (Стандартное решение горожан при появлении у них свободного времени чуть больше чем обычно)
В итоге пришли к тому, с чего начали: вопрос сложный, простых, однозначных решений нет. Хотя... Мне тут бояре из старого анекдота подсказывают:
Бояре кричат: Как голым совали, так и будем совать. Бери батька портвейн.
Портвейн и голосование. Таков путь :)
© Дмитрий Бахур
* Орфография и пунктуация автора бережно сохранены.
|
</> |