ГОЛОД

Не верите? Давайте разбираться. Только умоляю вас, не надо мне тут рассказывать о голодающих Поволжья и прочих беспризорниках. Они, конечно же, были. И даже в товарных количествах. Но голод этот – явление слишком сложное, чтобы его можно было втиснуть в прокрустово ложе примитивной схемы. Короче говоря, обратимся к свидетельству очевидца. Нет, вы снова меня неверно поняли: не к мемуарам, а к документам.

Среди коллег по Наркомнацу. Мирсаид Султан-Галиев крайний справа (во френче, галифе и сапогах). 1923 год.
Итак, знакомьтесь – Мирсаид Султан-Галиев. Волжский татарин, член РСДРП(б) – РКП(б) – ВКП(б), председатель Центрального бюро коммунистических организаций народов Востока при ЦК РКП(б) и член Коллегии Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР. Так вот, в самом конце зимы 1920/21 года этот «человек Сталина» был направлен Коллегией Наркомнаца в только что завоёванный красными Крым для налаживания большевицкой и национальной работы. Проведя на полуострове полтора месяца, Султан-Галиев по горячим следам подготовил доклад наркому товарищу Сталину, копию отослав в ЦК партии. Этот доклад справедливо считается важным источником по истории той кровавой бани, которую устроили в Крыму красные упыри в конце 1920-го – начале 1921-го годов. Однако исследователи, разглядывая в мелкоскоп свидетельство представителя Наркомнаца о красном терроре, как правило проходят мимо прочих его наблюдений, а зря. Вот одно из таких наблюдений, непосредственно касающееся темы данной заметки [Султан-Галиев М. Избранные труды. – Казань: Изд-во «Гасыр»: Приложение к журналу «Гасырлар авазы – Эхо веков», 1998. – с. 328]:
… Ещё до поездки в Крым я находил, что объявление Крыма Красной Здравницей до её политического самоопределения было ошибочным. Необходимо было декларировать сначала автономность Крыма с тем, чтобы он сам потом, по своей инициативе, объявил себя здравницей. Посетив Крым, я ещё больше убедился в этом. Организация Красной Здравницы происходила и происходит при таких ненормальных условиях, что всё это предприятие может легко рухнуть. Как известно, всё южное побережье Крыма, где организуются курорты, в продовольственном отношении является потребляющим районом. Там производят лишь табак и фрукты. Население на 90% состоит из малоземельных татар, для которых в старое время буржуазные курорты являлись в некотором отношении источником заработка (проводничество, сдача квартир, сбыт табака, вина и фруктов). Организуя курорты, необходимо было в первую голову обеспечить продовольствие местное население. Но их не только не обеспечили, а напротив, произвели у них «изъятие излишков»: табака, вина, муки и т.д. Привозить со стороны продовольствие им не разрешалось: всюду были расставлены заградительные отряды. В результате этого получился полный контраст в положении местного туземного населения, с одной стороны, и советских служащих и курортных больных, с другой: «питающиеся» курортные больные советские служащие и буквально голодающие и умирающие от голодной смерти и туберкулёза туземцы – табаководы и садоводы…
|
</> |