Голод и гены
svetlana_panina — 24.06.2018
Смотрю лекцию про эпигенетику, метилирование ДНК, а думаю, конечно
о своем. Вот мы, психологи, говорим о трансгенерационной травме.
Когда поколение родителей, переживших страшные события, передают
память об этих событиях в виде травматического опыта, опыта
выживания в невыносимых условиях своим потомкам и их потомкам. Это
сложная модель, которую непросто доказать. Интуитивно мы ощущаем,
что более благополучная история бабушек и дедушек как-то связана с
психологическим благополучием их внуков. И наоборот, страдания,
которые пережили наши ближайшие предки, драматическим образом
действуют на образ жизни и мышление наследников. Дети войны готовят
своих детей и внуков к жизни, в которой в любой момент может
возникнуть война. Дети мира во втором-третьем поколении готовят
своих детей и внуков к торговле и процветанию. Это очень упрощенно
и схематично. И чаще мы думаем о том, какой культурный код мы
передаем потомству. Какие книги мы им читаем, какие песни они
слышат, что рассказывают учебники истории. Все это влияет,
разумеется. Но эпигенетика неожиданно сообщает, что происходящее с
матерью во время беременности экстремальное с точки зрения
выживания событие, может повлиять на то, какие участки ДНК будут
активны у ее ребенка. И о том, что эти изменения могут передаваться
по наследству и влиять на человека даже без его знаний о том, что
происходило с его бабушкой.
Фото взято отсюда
Наиболее ярким является исследование последствий голодной зимы в
Голландии во время второй мировой войны.
"Ученые обследовали пожилых голландцев, родившихся сразу после
войны. Период беременности их матерей совпал с очень тяжелым
временем, когда в Голландии зимой 1944−1945 годов был настоящий
голод. Ученым удалось установить: сильный эмоциональный стресс и
полуголодный рацион матерей самым негативным образом повлиял на
здоровье будущих детей. Родившись с малым весом, они во взрослой
жизни в несколько раз чаще были подвержены болезням сердца,
ожирению и диабету, чем их соотечественники, родившиеся на год или
два позднее (или ранее)."
Дети переживших голод "внутриутробно" тоже намного чаще рождались с маленьким весом и имели больше в среднем проблем с обменом веществ, особенно глюкозы. Хотя питание их матерей было уже более сбалансированным, а жили они в мирное время.
Существует теория, которая говорит, что это не является нарушениями
в чистом виде, это является адаптацией к опасному и скудному миру -
организм готовится экономить запасы энергии, меньше ее расходовать
и жить так, как будто вокруг мало еды. Если еды действительно мало,
у таких организмов больше шансов выжить и оставить потомство по
сравнению с "неподготовленными" . Хотя продолжительность жизни
сократится, а качество жизни ухудшится, все-таки основную
"биологическую" задачу организм выполнит - выживет и по возможности
воспроизведется. Но если такой организм попадает в условия, к
которым он не готов - изобилие и относительная безопасность - его
качество жизни будет хуже, чем у тех, кто и "готовился" к этому
изобилию еще внутри материнского организма. А продолжительность
жизни ниже. Оказывается, к хорошей жизни надо готовиться заранее.
Еще до рождения. И делать хорошую жизнь надо маме, тоже еще
желательно до ее рождения. Кстати, и папе тоже. У мужских особей
количество мутаций, вызванных вредным воздействием воздействием во
внутриутробном периоде, в среднем выше.
Хорошая новость в том, что ДНК "запоминает" не только стрессы, но и
хорошие события. В частности, заботливое отношение. Я сейчас не про
людей, а про мышей. Вернее, про крыс. Считается, что они довольно
заботливые мамы и это тоже "передается" из поколения в поколение.
Дети заботливых крысиных матерей в целом устойчивы к стрессу,
сообразительны, любопытны и не слишком агрессивны. Но если по
каким-то причинам крыса-мама испытывает сильный стресс и это мешает
ей заботиться о потомстве, ее дети вырастают готовые жить в
небезопасном и жестоком мире. Они намного более тревожны и могут
быть либо апатичными, либо агрессивными. Гораздо меньше они
полагаются на сообразительность (развитие которой страдает из-за
воздействия гормонов стресса в раннем их младенчестве), намного
меньше они полагаются на социальные взаимодействия (тут тоже
влияние гормонов стресса, подавляющих, например, такой
"социально-ответственный" гормон как окситоцин, возможно, очень
сильно, я точно не знаю ,но предполагаю, что это может быть тесно
связано).
Опять же, интуитивно мы как будто всегда догадывались, что это так и у нас, у людей. Спокойное течение беременности и забота о потомстве с большей вероятность поможет получить более успешных в жизни и уравновешенных детей, чем самые модные и новейшие системы воспитания. Но точных биологических механизмов этого мы наверняка не знаем. Только сейчас нащупывается какая-то нить, связывающая наше прошлое, настоящее и будущее не только на уровне генов, но и на уровне тех изменений, которые произошли с участками нашего "глобального кода" в течение истории - истории человечества, страны, общества, нашей семьи. И эти очень интересные и вдохновляющие открытия дают мне надежду, что мы сделаем из них правильные выводы.
|
</> |