Голод / Hunger (2023) Таиланд


Режиссёр: Ситисири Монгколсири
Сценарий: Когндей Ятуранрасами
В ролях: Чутимон Чынгчаренсукйинг, Нопачай Чайянам, Савасдиват На Аюттхая, Алекс Гравенстайн, Чимвемве Миллер, Bhumibhat Thavornsiri, Кеннет Вон и другие.
Поклонникам изысканной кухни и кулинарного шоу «Властелин вкуса» с Валдисом Пельшем посвящается! Посвящается именно кулинарным соревнованиям, а не неспешным, тихим готовкам в «Смаке» с Андреем Макаревичем.


Сначала я думал, что «Голод» - это кулинарный аналог «Одержимости». Там была музыка и конкретно ударные, а тут кухня, еда. Там был злой, взрывной, беспощадный, безжалостный, одержимый, почти психически больно тиран, который творил искусство и заставлял учеников не просто играть, а исполнять шедевр.



И тут шеф повар, который орёт, вопит, кидается едой, всех увольняет направо и налево, требует подобострастия и безусловного стремления к вершинам. Интересно? Мне интересно. Атмосферно? О да! Какая разница? А никакой.
Нет, разница тут есть. Она огромная и вовсе не в деталях.
«Одержимость» была по сути спортивной драмой про жажду и необходимость достижения любой ценой. Её даже критиковали за то, что именно в плане музыкального профессионализма там многое было вообще не так. Зачем весь этот акцент на пот и кровь, на стиснутый зубы и на глаза, которые аж вылетают из орбит?

Я помню отзывы, где люди, знакомые с миром ударных, писали, что главному герою вовсе не надо так напрягаться. Есть техники, которые и позволяют играть в высоком темпе без напряжения. Или, по крайней мере, без напряжения спортсмена на Олимпийских играх. И, если сам дирижёр, учитель музыки не в состоянии дать ученику знания и навыки вменяемой игры на барабанах, тарелках и прочих инструментах, тогда нет тут искусства. Сплошная некомпетентность и изврат. И даже непонятно зачем.

Как так, зачем? Потому что нет музыки, есть спорт! Нет техники и разных методик, есть преодоление себя любыми средствами любой ценой. Есть пот и кровь! Есть боль, отчаяние, спортивная злость и ненависть, азарт и одержимость! И цель проста — стать равным учителю и доказать себя, во что бы то ни стало встать на вершину. И ничто иное неважно.

И в «Голоде» на первый взгляд всё те же ноты и ингредиенты, но… Условная спортивная драма прожарилась и проварилась до социальной, но не про борьбу бедных и богатых или даже не про борьбу бедных за уважение, успех или достаток.



Нет, «Голод» задаёт ни разу не оригинальный, но тем не менее важный вопрос. А какова цена борьбы за ослепительный успех? Какова цена триумфа над нищетой? Какова цена триумфа над безнадёгой? Да, ты безусловно можешь стать самым лучшим из лучших! Но не окажешься ли ты одновременно и самым худшим из худших? Возможно, ты победишь дракона, чтобы стать драконом? Каким голодным нужно быть, чтобы идти по головам любой ценой?


В каком-то смысле, «Голод» напоминает сказку, где самая обыкновенная кухарка вдруг получает шанс, возможность для взлёта на форсаже туда, где нет нужды. У героини несомненный талант, она способна стать мировой звездой и удивлять политиков и мафиози, артистов и бизнесменов, которые уж точно могут всё ну или почти что всё. Не сразу, но очень быстро она становится равной шефу и признанным мастерам кулинарии мастерам кулинарии Таиланда и мирового масштаба. Но ведь не в деньгах счастье?



Нет-нет, не надо спорить. Не надо писать о том, что не в деньгах счастье, а в бабках и прочие остроты :) Так или иначе «Голод» не о вершине Олимпа, а о принятии себя через борьбу. И об иллюзиях, которые кажутся такими реальными, но в них нет ничего для тех, кто помнит о главном.



На самом деле, фильм буквально демонстрирует сначала красоту, изысканность, искусство высокой кулинарии, но чем дальше, тем больше мы наблюдаем мерзость. И мерзость вовсе не в том, что повар готовит нам таракана, паука, живого рака, креветку или устрицу. Сказка ложь, но в ней намёк на то, что хорошо не во дворцах а в отчем доме и счастье в простоте, а не в извращённой, кровавой хищной и беспринципной вакханалии, которая творится в верхах.



ps. Я человек простой. Я не понимаю, как можно объективно ставить на разные ступеньки пьедестала еду. Можно оценить кухарку и повара, когда они готовят одно и то же блюдо. У одного всё подгорело, а у другого нет, тут пересол, там недосол, а там продукты испортились или всё ОК, бухнул он каши много или мало :) Но как судить разное меню?
Я обожаю молочные продукты, но ненавижу тыкву и после ряда проб не верю, что тыкву можно приготовить, чтоб я не понял и не отказался. И вот всё превращается не в мастерство, а в то, чтобы меню пришлось по вкусу заказчику, клиенту, едоку. И получается, что личная вендетта двух поваров или соревнование — всё равно что выбор лучшей кухни народов мира. А это невозможно, потому что на вкус и цвет. Или я чего-то не понимаю?
|
</> |