Глупые деньги - 2
oleg_anisimov — 15.03.2010Колонка недельной давности про «глупые деньги» вызвала резонанс, а посему не грех продолжить тему с другой стороны.
8 марта я писал о том, как низкая конкуренция
в отдельных секторах создает ее избыток в сферах малого и
среднего бизнеса. Для примера брал рестораны, где многие игроки
существуют не ради прибыли, а потому что есть деньги, которые
слишком просто достались. Почему просто? С нужными чиновниками
хорошие отношения, либо стоят барьеры на входы в отрасль, а это
позволяет извлекать сверхприбыль. В результате рыночные игроки – те
же рестораны – вынуждены конкурировать не только с такими же, как
они, но и со stupid money – сырьевыми или коррупционными деньгами,
работающими в убыток и не дающими зарабатывать людям.
А больше всего «глупых денег», безусловно, в Москве, так как тут
распределяются два огромных бюджета – федеральный и московский, и
базируются огромные компании, действующие, скажем мягко, не в
условиях совершенной конкуренции.
Stupid money – противоположность smart money.
Последним термином называют инвесторов, способных улучшить бизнес,
в который вкладывают. Если инвестировать не только деньги, но и
знания с опытом, результат точно окажется выше. Поэтому компании
по всему миру стремятся привлечь в капитал именно smart money.
У stupid money задача более простая. Если деньги есть, их надо
куда-то деть. Много «глупых денег» лежит в западных банках под
минимальную ставку. По сути, эти капиталы усыхают, если учитывать
инфляцию. Другие «глупые деньги» вкладываются в разнообразные
бизнесы, причем крайне редки случаи, когда они начинают приносить
прибыль. Потому как у владельца денег: а) нет отраслевой
компетенции; б) нет мотивации непременно быть в плюсе, так как
деньги явно не последние. В результате такие инвестпроекты
довольно быстро превращаются в «распилочные», где деньги с
остервенением осваиваются.
Ну и наконец, излюбленный способ вложения «глупых
денег» – недвижимость. Это способ инвестиций, единственно доступный
разуму среднего московского чиновника, федерального подрядчика или
жены руководителя придворной партии. Потому что, по их мнению,
«недвижимость в цене всегда» и «дешеветь не может».
В результате в Москве, по оценкам девелоперов, доля «инвестиционных
квартир» самая высокая, притом, что и цены на пике были просто
запредельные. Налицо пузырь, который создали «глупые деньги».
Теперь-то они убедились, что недвижимость может и падать в цене,
особенно если считать, например, в евро.
Но экономике от этого не легче. «Глупые деньги» не дают людям
купить жилье, задирая цены, раздувают цены на коммерческую
недвижимость, а «глупые бизнесы» создают излишнюю конкуренцию на
аренду и персонал. Отмечу, что с кризисом ситуация улучшилась, но
stupid money все равно искривляют экономику и нашу жизнь вместе с
ней.
Нет «глупым деньгам»!
Олег Анисимов, редактор-основатель журнала
«Финанс.»
Источник