Гламур, как школа начинающих фашистов
seva_riga — 25.10.2014Фашизм - учение р расовом превосходстве
Гламур - учение о превосходстве социальном
Экономику, работающую в виртуальном пространстве с виртуальными ценностями, уже обозвали глэм-капитализмом. У меня лично этот термин вызывает устойчивую ассоциацию с големом (человек из неживой материи — глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, искусственный человек, который делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека).
Внимание в этой экономике переносится с реального товара на
его символы, с реальных денег на их производные, с реальных
ценностей на придуманные здесь и сейчас и существующие ровно
столько, сколько существует рекламный бюджет на их раскрутку и
поддержание. То есть спрос в такой экономике формируется
искусственно и извне.
В результате в тартарары летят все классические теории о балансе
спроса и предложения, о насыщении рынка и о пирамиде потребностей.
За счет правильно организованной рекламы можно загнать голодного
человека в очередь за абсолютно бесполезным для него товаром,
который можно свободно выбросить сразу после
приобретения.
Главным делом вашей жизни
Может стать любой пустяк,
Надо только твердо верить,
Что важнее дела нет.
И тогда не помешает
Вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга
Заниматься чепухой.
(Григорий Остер)
Такая экономика
не могла не породить особую потребительскую модель поведения,
которую называют — гламуром. Гламур представляет собой стиль жизни,
подчеркнуто сосредоточенный на статусах — реальных или мнимых.
«Престижное потребление» воспитало особый класс покупателей,
которые готовы платить внушительные суммы не за качество изделия, а
за известные символы, обозначающие «раскрученный» бренд.
«Потребление из личного дела превращается в гражданский
акт».
(Ж.Бодрийяр)
При этом Бодрийяр рассматривает как наиболее показательный
пример именно «престижное потребление», которое предназначено не
столько для удовлетворения насущных потребностей, сколько для
фиксации определенного социального статуса.
1. Гламур — это показное потребление. Его цель вовсе не в
удовлетворении физических и духовных потребностей. Его цель —
впечатление, произведенное на окружающих.
2. Гламур — это такое показное потребление, которое можно
капитализировать и продать.
3. Гламур — это не роскошь в классическом понимании этого
слова, хотя бы потому, что гламурные вещи категорически не подходят
для клада. Они имеют ценность только как результат грамотного
маркетинга. Убери рекламу — исчезнет цена.
Жизненные приоритеты и духовные идеалы христианского социума «Вера,
Надежда, Любовь» успешно заменяются примитивными, но более простыми
для восприятия понятиями — «Статус, Возможность, Выгода».
Важно понимать, что гламур — это не уникальное самобытное явление
«как-то так само собой получилось», а хорошо спланированное
социальное оружие, работающее строго в том же ключе, в каком
работает и вся пирамида финансовых деривативов. Один из поражающих
элементов этого оружия — универсальный финансовый пылесос,
работающий с разными группами по-разному, но наиболее эффектно и
эффективно — в борьбе с потенциальными конкурентами —
высокооплачиваемыми звездами и топ-менеджерами.
Делается это по примитивной, но от этого не менее эффективной
методике — как только к пациенту попадает опасное количество
денежных знаков (например, молодой спортсмен подписывает миллионный
контракт, молодая актриса становится звездой шоу-бизнеса, молодой
политик становится лицом партии), его одобрительно хлопают по плечу
и говорят: «Ты теперь один из нас, сильных мира сего. Но для того
чтобы оставаться на уровне, тебе нужны дом, машина, одежда, семья,
соответствующая твоему изменившемуся статусу»...
В результате реализации этих статусных требований пациент
стремительно превращается из того, у кого есть миллион, в того, кто
должен миллион, и таким образом уже не представляет собой опасности
для реальной, а не придуманной элиты, обладающей реальным, а не
придуманным капиталом.
Гламур уродует психологию предпринимательства. Практически всегда
моя работа с клиентом начинается с просьбы помочь снизить затраты,
сэкономить. Работа нелинейная, коллективная, эвристическая, не на
один день. И в мою старомодную голову не вмещается, как с таким
трудом добытый результат можно пустить на приобретение кусочка
шелка стоимостью 800 евро или швейцарского бренда с китайской
начинкой стоимостью 8000.
Бренды поглощают индивидуальность современного
человека. В сущности, процесс потребления превращается в
бесконечную погоню за престижностью бренда. Его символическая
природа теперь заменяет собой те качества товара, которые важны при
его эксплуатации, и буквы, обозначающие марку (бренд) или
символическое изображение, вытесняют собой применимость товара в
повседневном опыте.
(Американский культуролог и социолог Н.Кляйн)
Второй поражающий элемент гламура — зависимость от средств
массовой информации. Как любая придуманная ценность, гламур
чрезвычайно чувствителен к вниманию со стороны масс-медиа, точнее —
к отсутствию такого внимания. Ну, и контроль над масс-медиа
автоматически приводит к контролю над апологетами гламура.
«Закономерным итогом «престижного потребления» является
«устойчивая психофизиологическая зависимость потребителя от
конкретной марки представляемого на рынке товара». Таким образом,
наиболее продаваемым товаром на рынке в постиндустриальном обществе
становится не вещь, а представление о самом себе со знаком «плюс»,
то есть «собственная позитивная идентичность».
(Тульчинский Григорий Львович. Доктор философских наук,
профессор
СПб Государственного университета культуры и
искусств)
Но самый разрушительный элемент гламура — его идеологическая
составляющая. Гламур - это школа социального превосходства, на
котором идеально произрастает любая тоталитарная идеология,
особенно фашистская, ибо от осознания своего социального
превосходства до осознания превосходства расового - меньше одного
шага. Гламур отсекает нравственность, гуманизм и совесть, как
рудименты, мешающие блистать, и оставляет цинизм и
целесообразность. Какое уж тут раскаяние по сделанному — это ведь
нецелесообразно.
Гламур есть пародия на чистоту. Гламур демонстрирует не чистоту, а
богатство, не умение отчистить чайник, а способность купить новый
чайник или купить труд чистильщика. Гламур имитирует вечную жизнь,
убивая все живое и заменяя его искусственным.
На вопрос по поводу грязных детей: «Этих вымыть или новых
народить?..» — гламур отвечает: «Мыть бесполезно». Грязных детей
проще топить. Гламур смертоносен и разрушителен, потому что
стреляет в голову своим жертвам, заменяя реальные цели человека
виртуальными, реальные отношения — выдуманными имиджмейкерами,
реальную жизнь — скроенной по чужим лекалам глянцевой
сказкой.
|
</> |