Гимн Вещам
loboff — 22.05.2017 Кстати, о вещественном. Недавно попался старенький, 2006-го года, сериал "Потерянная комната". Сериал из тех, какие принято называть культовыми - когда не слишком широкая известность компенсируется преданным клубом поклонников, додумывающих за создателей фильма всё, что осталось за кадром, а также классифицирующих и упорядочивающих внутреннюю вселенную произведения. Сериал и правда неплохой, его не портит даже мистическая составляющая, а это само по себе редкость. Идея приблизительно равна воплощению, что тоже получается сказать отнюдь не всегда. Слегка подкачал конец, но тут тяжело предъявлять претензии - любой другой финал был бы явно ничуть не менее надуманным, чем тот, что есть в наличии. Но по-настоящему интересно в фильме другое: то, насколько гипертрофированная роль отводится в фильме вещам.Собственно, американская культура и в целом один сплошной "вещизм" (как сказали бы люди с советским опытом литературной или любой другой критики). Возможно, это своего рода комплекс неполноценности молодой культуры, которая чувствует разрыв с базовой европейской традицией, а поэтому хватается за любые возможные "якоря", и вещи с их флером надёжности и понятности в этом смысле оказываются настолько востребованы. Возможно, это просто побочный эффект от голливудского конвейера, приспосабливающего любые годные декорации куда только подойдут, и клонирующего удачные мемы и архетипы при малейшем намёке на возможный отклик у зрителя. Возможно это и то, и другое, вместе взятое - пусть это будет не слишком важно в нашем случае. В нашем случае нам интересно сложившееся явление как факт - американская культура базируется на вещах, держится за вещи цепко и безусловно, ну и тычет ими читателю/зрителю прямо в лицо, безо всяких стеснений.
Так-то на этом можно и не фиксироваться, если не слишком вдаваться в подробности и технологии. Но присущая американской культуре самопародийность (не путать с самоиронией) всё же не даёт пройти мимо этого феномена, даже если бы и хотел. Когда все эти "лучшие на Западе" волшебные вишнёвые или яблочные пироги; или не менее волшебные полицейские пончики; или интерьеры придорожных закусочных и экстерьеры придорожных мотелей - попадают в поле зрения пародистов - они неизбежно начинают резать глаз. Даже когда пародия встроенная, системная, ориентирующаяся на в целом канон, а не отдельные его атрибуты - как у того же Линча или Тарантино. (Впрочем, есть и у Тарантино достаточно жёсткие эпизоды, на грани фола. Та же история с часами в заднице, из "Криминального чтива": буквально недавно встречал эту историю, рассказываемую всерьёз. То есть вероятно это что-то типа бородатой байки англосаксонского мира, отсюда и настолько жестокий стёб над ихним аналогом "деды воевали".) А кроме такой пародийности у американцев есть целый пласт пародий нарочитых, сознательных, в самом вульгарном смысле комедийных, по типу пирога как объекта для самоудовлетворения тинейджера в пору спермотоксикоза, или тех же "горячих голов" вкупе с многочисленными "криками", высмеивающих и вообще всё, что только можно высмеять. Не говоря уже о бесконечных мультипликационных нетленках Грюнинга, или том же "Южном парке".
И вот как раз благодаря развитости пародии американская культура свой "вещизм" постоянно выпячивает, и он не остаётся незамеченным. Любой дроч на что бы то ни было - будь это прекрасный питательный хот-дог или классический "Бьюик" совершенного и непревзойдённого дизайна (см. фото в начале записи - это со вчерашнего парада ретромобилей возле Инженерного замка) - любое такое сосредоточение на культе вещей будет выявлено и высмеяно. И как раз в этом смысле "Потерянная комната" это очень интересное и нетипичное явление.
Потому что здесь главные действующие лица именно что вещи и есть. Они не антураж, они Боги. Вещи из несуществующего 10-го номера заброшенного мотеля, архетипичного дальше некуда, в типичном же городке из глубинки, и сами по себе обычные до уровня совсем уже "китайской штамповки". Но у всех этих вещей (а их у мифического Постояльца оказываются даже не десятки, а сотни - что само по себе аллилуйя "вещизму") есть мистические свойства, превращающие их из просто вещей в артефакты "Дьябло". Да и сам Постоялец, и он оказывается не более чем Вещью - по принципу своей организации и в целом положению в мире. Чем в общем-то сериал и заканчивается, если по логике. (И именно поэтому "неправильная" развязка совершенно ничего не решает - всё сказано прямо накануне её, а поэтому тут можно завершить чем угодно, это уже ни на что не повлияет.)
И вот этот глум, этот максимум возможной пародийности - он сознательно или нет, но - лишён столь привычной комической стороны. При том, что комических моментов, и именно пародийного характера, в сериале более чем. Но - весь комизм и пародийность с вещей переносится на их обладателей, и это категорически переворачивает акценты, на все 180 градусов. Люди - смешны и нелепы. Как обладатель расчёски, замедляющей время. Как обладатель автобусного билета, переносящий любого коснувшегося в одно и то же место. Они - да, ничтожны и подвержены страстям. Вещи же - неизменны и божественны по своей сути.
Собственно, именно такой поворот, когда пародии подвергается уже сама пародия - он закольцовывает процесс, и парадоксальным образом обращается в мощную и убедительную декларацию американской культуры как таковой. Очень редкое и очень внятное самопризнание. Своего рода американский Гимн Вещам - очищенный от пародии и беспримесно честный.
|
</> |