Гибель Титана (версия)
bigdrum — 23.06.2023Вот эта вот книжка - великолепна. Настоятельно рекомендую. Она начинается с истории Марии Целесты, и выводы, к которым приходит автор, убедительны и великолепны. Впрочем, вся эта книга - великолепна, автор не только капитан, но еще и превосходный писатель. Рекомендую.
Мне тут кое-что спать не дает... И хотя в своей жизни самое большое судно, которым я командовал - гоночный швертбот, я попытаюсь изложить свою версию катастрофы Титана. Как маленький, можно сказать, миллипусенький, капитанишка...
В сегодняшних новостях о поле обломков меня насторожил один момент. Я так понимаю - фото не будет, потому что "видимость слабая". Это на Титанике-то, где Кэмерон видео свои делал...
Нормальная там видимость, мужики! Просто вся эта история - это какое-то позорище. На сарайной самоделке за лимон баксов катали лохов-толстосумов, пока не докатались... Так что, думаю, элемент "поскорей забыть" здесь играет свою роль, и немаленькую. Мы же с вами зацепимся за один момент - лодка разорвана в клочья. И части ее лежат на солидном удалении одна от другой.
Да, в истории аварий подводных лодок неоднократно бывала картина подобных разрушений. Трешер, Скорпион - они были разорваны в клочья. Однако необходимо понимать, что там была совсем другая конструкция, и совсем другие условия падения на дно. Здесь же тот факт, что носовой конус, точнее полусфера, лежит отдельно от корпуса - является настораживающим.
При имплозии, то есть разрушении корпуса силами внешнего давления, она должна была бы остаться на корпусе, понимаете?
Итак, в чем моя версия...
Посмотрите на фото:
Я хочу спросить вас - вы видите полик? Ну сидит на нем человек. Видите. А что под поликом?
Поясняю.
Аппарат очень компактный. Экстремально компактный. И это означает, что под полом ОБЯЗАНО быть какое-то оборудование. Однако, если мы подумаем, то там не может быть ничего. Потому что геометрия корпуса неудачная и места мало. Разве что... Под полом субмарины литий-ионная батарея.
Точно такая же как на Тесле - собранная из отдельных батареек. И потому сборке можно придать любую экзотическую форму - в том числе сегмента цилиндра. А батарея там должна быть емкая - для того, чтобы и аппарат под водой двигать, и бортовую аппаратуру питать. Куда более емкая, чем на Тесле...
На прототипе Титана - Циклопе - который сейчас на берегу, можно просто взять да заглянуть. И убедиться.
Вот для наборной из маленьких аккумуляторов батареи как раз сегмент цилиндра - очень хорошая форма. Ничем не хуже любой другой. Итого, первый пункт моей гипотезы - под полом Титана находилась литий-ионная батарея большой емкости.
Пункт второй моей гипотезы - система жизнеобеспечения аппарата. Посмотрим на картинку:
Баллоны с кислородом спрятаны вне прочного корпуса - в задней части аппарата. И там же аппаратура управления. И раз там спрятаны баллоны с кислородом, значит - там же находится и система регулирования атмосферы аппарата. Учитывая минимализм авторов конструкции, я предполагаю, что система эта состоит из редуктора, обеспечивающего нужное давление, и поглотителя углекислоты. На базе например поглотителя химического известкового. Доступного в любом супермаркете.
Нас интересует редуктор.
Не вспомню точно сейчас название книги, была она написана старым советским водолазом. И там он рассказывал, что опытный водолаз никогда не сжимает зубами загубник с силой. Потому что очень редко, но все же такое случается - редуктор клинит, и тогда воздух из баллона под огромным давлением бьет в легкие. Насмерть. А если зубы плотно не сжимать, то та же струя воздуха просто вырывает загубник изо рта, и можно попытаться всплыть. Что с водолазом оным, автором книги, как-то и произошло.
Я задаю простой вопрос. Что будет, если подобная ситуация произойдет на субмарине типа Циклоп-Титан?
Да, ребята, да! В баллонах у нас не воздух - в баллонах у нас КИСЛОРОД. А что кислород делает, о том могут рассказать астронавты из экипажа Аполло-1 - Гриссом, Уайт и Чаффи. Они как раз познакомились с атмосферой из чистого кислорода при определенных условиях...
Наш аппарат находится на глубине 3800 метров, наружное давление - под 400 атмосфер. Даже если ВЕСЬ кислород вытечет в кабину - мы все равно не сможем уравнять давление с наружным. Однако это и не требуется. Потому что достаточно двукратного роста давления - а это давление на глубине 10 метров, человеческий организм его не замечает - чтобы концентрация кислорода достигла 60%. При норме в 20%. А 60%кислорода в воздухе - это уже катастрофа. Потому что многие материалы становятся горючими и легко воспламеняемыми. И достаточно нейлоновой рубашки, которая при трении начнет искрить, чтобы все вспыхнуло...
При этом поглотитель углекислоты, как и положено - продолжает поглощать углекислоту, а кислород из баллона через заклинивший редуктор все херачит и херачит...
Температура в отсеке ОЧЕНЬ БЫСТРО - стены из углепластика и тоже горят - достигает 200-300 градусов. И в этом празднике огня у нас находится ОГРОМНОЙ ЕМКОСТИ ЛИТИЙ_ИОННАЯ БАТАРЕЯ...
И вот когда температура достигает литий-ионной батареи, а пространство у нас замкнутое, давление у нас высокое - ПРОИСХОДИТ ВЗРЫВ.
Тот самый взрыв, который уже может сорвать переднюю обечайку корпуса и отбросить ее, несмотря на наружное давление в 400 атмосфер, да в воде - от аппарата в сторону.
Во время пожара батареи на Лошарике погибли все, кто был в отсеке. Несмотря на то, что батарея была маленькой, и имела относительно скромную емкость, а отсек был большой. Если бы там было бы такое же соотношение в объеме отсека и емкости батареи, как на Титане - Лошарик бы даже ремонтировать не стали. Ибо то, что от него осталось бы, ремонту бы не подлежало. Что кстати, намекает на необходимость ИЗОЛЯЦИИ литий-ионных батарей от обитаемого пространства, то есть, на необходимость размещения их вне прочного корпуса...
Итак, моя версия происшествия на Титане.
Авария редуктора кислородного баллона, в силу чего произошло аномальное насыщение кислородом обитаемого отсека с последующим возгоранием в объеме отсека и взрывом батареи.
А вовсе никакая не имплозия.
Считаю необходимым поднять образцы обломков, имеющих отношение к интерьеру аппарата, для анализа.
Черт, получилось очень коротко, и совсем не так художественно. как у Скрягина с Марией Целестой - но думаю, не менее осмысленно и интересно для специалистов...
.
|
</> |