Герменевтика советского образа жизни



Но, в принципе, интересный вопрос, откуда такие берутся.
Если вы припомните советские времена, вы заметите, что главный лейтмотив любых обсуждений фильмов, книг и музыки в те времена звучал как "Не надо усложнять", "Не придумывай, чего нет", "Не умничай". В советское время можно было смотреть только в одном направлении, потому что если оглядываться по сторонам, становилось реально страшно. Всё разваливалось, как только советский человек начинал "усложнять". Еда оказывалась несъедобной, милиция ни от чего не защищала, армия виделась школой садизма, всё, буквально всё вокруг превращалось в грязь. Единственный спасением было "не усложнять", "не замечать", "не делать глобальные выводы". Условный рефлекс выживания вбил в советских людей тягу к упрощению любой ценой, хотя бы ценой безумия.
Кроме того, в Советском Союзе существовала специальная категория доносчиков, выискивавших в чужих словах и жестах хоть что-нибудь нелояльное. Эти люди просматривали газету "Правда" на свет, чтобы увидеть "еврейские знаки", рылись в чужих почтовых ящиках, заглядывали в окна. Их золотой век был при Сталине, но и в брежневские времена, как мы помним, о сталинских временах вздыхали с ностальгией.
И потому серьёзный анализ книг, картин, фильмов, спектаклей был невозможен. Порядочные люди изощрялись, чтобы не обвинить художников в антисоветизме или какой-нибудь форме нелояльности, а непорядочные, захлёбывались слюной, измышляя "аналитические обзоры" в форме доносов. Достославный вопль на одном из первых телемостов СССР-США "В Советском Союзе секса нет!!!" был, по сути, превентивной попыткой защитаться от потенциальных доносчиков, способных журнал "Крестьнка" обвинить в пропаганде порнографии после публикации картины Пластова.
Это времена прошли, но рефлексы, выработанные за десятилетия советской жизни, остались и даже переданы детям. Поэтому многие вроде бы порядочные люди предпочитают изображать дурачков и "не думать" и пытаются остановить тех, кто "усложняет".
Однако российская культура уже достигла низшего уровня "неусложнения". Дальше уже лежит вуб. Так что единственная возможность новой российской культуры выжить и, может быть, чуть-чуть подняться от откровенного скотства - усложнять. Находить аллюзии. Придавать значение. Другого пути для спасения культуры нет.
|
</> |