Геоэкономическое оружие России. Перед СМП поставлены новые задачи
vamoisej — 06.08.2023
Константин Двинский. Вчера
Северный морской путь (СМП) нередко называют альтернативой
Суэцкому каналу. Конечно, в полной мере так сказать нельзя. То, что
СМП со временем сможет перетянуть часть транзитного потока из Азии
в Европу - неоспоримый факт, однако это значение вряд ли превысит
5-7% на максимальном уровне.
Грузооборот Суэцкого канала равен примерно 1,2 млрд тонн в
год. Через Суэц следуют не только контейнерные, но и наливные грузы
(нефть, СПГ и т.д.), а также зерно. Гнать транзитом данную
продукцию по СМП нецелесообразно, если речь не идет об экспорте
российских углеводородов. Но это, как понимаем, не
транзит.
В связи с изменившейся
геополитической обстановкой предыдущая стратегия развития Северного
морского пути требует значительной корректировки. В первую очередь
необходимо сосредоточиться на развитии СМП как инструмента развития
русской экономики. А международный транзит - второй
этап.
При этом сразу необходимо
отметить, что уже сейчас нужно озаботиться развитием
инфраструктуры, которая будет использоваться и для транзитных
перевозок. Очевидно, что по мере снижения геополитического влияния
Европы инструментов для блокировки тех или иных проектов оставаться
у них будет всё меньше. Если Китай или Индия захотят использовать
северный маршрут, то со временем эту инициативу они
продавят.
Тем более, что подобное желание у
крупнейших логистических компаний имеется. Например, на ПМЭФ-2023
исполнительный директор DP World Султан Ахмед бин Сулайем отметил
следующее:
Нарушение логистических
цепочек во всём мире, небольшие нарушения судоходства в Суэцком
канале приводят к глобальным срывам поставок. По Северному морскому
пути маршрут гораздо короче. Получается большая экономия. Также это
выигрыш во времени
Да и уже сейчас ряд китайских
компаний использует СМП для доставки контейнерных грузов в Европу.
Пусть пока что и в небольшом количестве, но сам факт подобных
перевозок говорит о том, что китайцы видят перспективу в маршруте и
активно его тестируют
Однако сейчас определим значение СМП для развития русской
экономики. В первую очередь следует привести конкретные цифры.
Недавно было объявлено, что реализация проектов на Севморпути
принесет 21 трлн рублей налоговых поступлений в консолидированный
бюджет до 2035 года. То есть, в среднем 1,75 трлн рублей в год. При
этом, затраты из федерального бюджета на развитие СМП составят
только 600 млрд рублей в течение всего периода.
Уже исходя из этого факта
экономическая составляющая СМП является очевидной. Государство в
основном будет использовать средства для создания инфраструктуры,
необходимой для обеспечения круглогодичной навигации на маршруте.
Всё остальное - деньги коммерческих компаний.
Первоочередная ставка сделана на
проекты по добыче энергоносителей. Ничего критичного в этом нет.
Если в России имеются огромные залежи природных ресурсов, то их
необходимо добывать и ими пользоваться. Это не отменяет
необходимость интенсивного развития несырьевых отраслей. Однако
отрасль добычи является хорошим подспорьем и источником
дополнительных ресурсов для финансирования мероприятий в других
отраслях.
Другое дело, что необходимо
заниматься не просто добычей, но и вкладываться в глубокую
переработку того же нефтегаза. Заводы по производству СПГ отчасти
выполняют функцию переработки газа, но, понятно, не глубокой. Это
не газохимия. Однако СПГ-заводы всё же создают неплохую добавленную
стоимость. В особенности при нынешних биржевых ценах на СПГ,
которые находятся на хорошем для нас уровне. На значения 2022 года
смотреть не следует, это является аномалией. Ориентироваться
необходимо на средние цены 2016-2021 гг (за исключением кризисного
2020).
В четвертом квартале этого года
заработает первая линия проекта Арктик СПГ-2, мощность которого
сопоставима с Ямал СПГ. Также в ближайшее время будет принято
решение о строительстве Мурманского СПГ (находится в акватории СМП)
и Обского СПГ. В 2024 году начнет работу "Восток Ойл". Всё это
обеспечит грузооборот на СМП в более, чем 120 млн тонн до 2030
года. Показатель хороший.
Отмечу, что с 2014 года
грузооборот уже вырос в 8,5 раз
Говорить о несырьевых проектах
для СМП в настоящий момент нецелесообразно. Строить промышленные
предприятия в Арктике или, тем более, заниматься сельским
хозяйством - в чистом виде утопия.
Однако отмечу заявленный в конце
2019 года проект газохимического кластера на Ямале.
Целесообразность его создания именно там ещё необходимо оценить.
Насколько имеет смысл создавать предприятия по нефтегазохимии
именно там - большой вопрос. К тому же, у нас есть другие примеры.
Как Запсибнефтехим (г. Тобольск) или же Амурский ГХК (г.
Свободный).
Да если ЯМАЛ как субъект имеет
достаточное обеспечение финансовыми ресурсами, то в контексте
развития региональной экономики газохимические производства имеет
смысл создавать в регионах с не самым высоким уровнем
экономического развития.
Таким образом, к началу в 2023
года главную цель СМП можно определить следующим образом. Это
интенсивное развитие сырьевых проектов, которые станут новым
источником финансовых потоков для всей российской экономики и, в
частности, для бюджета. Повторю, ничего негативного в этом нет.
Если есть ресурсы - необходимо их добывать и экспортировать.
Например, США не отказываются от экспорта нефти и газа, постепенно
наращивая объемы. Однако никто не назовет США сырьевым придатком
Европы или любого другого региона.
Что касается транзитной составляющей - то это второй этап,
который начнется не ранее 2032-2035 года. Однако создавать условия
необходимо уже сегодня, чтобы воспользоваться перспективными
возможностями, когда придет время. Инфраструктурные проекты выгодны
для долгосрочного развития страны. Яркий пример - БАМ,
строительство которого критиковали как в 80-е, так и в 90-е годы.
Но сейчас этот проект бесценен для нашей экономики.