Генрих Семирадский. О чистом, вечном и настоящем.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Эскизы этих работ (холсты на картоне, масло) хранятся в собрании Русского музея.
![ÑеÑÑÑе каÑÑона.jpg ÑеÑÑÑе каÑÑона.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-c885c0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/550918/550918_original.jpg)
1. Александр Невский принимает папских легатов (37,8 × 32,5).
2. Александр Невский в Орде. ( 39 х 32)
3. Кончина Александра Невского (39 × 30).
4. Погребение Александра Невского (39 × 30).
После исполнения цикла во имя Святого Александра Невского последовал другой заказ, который Семирадский исполнил в течение следующих двух лет (приезжая из Рима в Москву), это: "Крещение Господне", "Въезд Иисуса Христа в Иерусалим" и "Тайная вечеря".
![ÐÐ¥700.jpg ÐÐ¥700.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-405abc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/550332/550332_original.jpg)
1. Крещение Господне. 1878. Холст, масло. 42х86.
![ÐÐ¥ вÑезд в ÐеÑÑÑалим.jpg ÐÐ¥ вÑезд в ÐеÑÑÑалим.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-6f1649.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/549935/549935_original.jpg)
2. Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1878. Холст, масло 42 × 86
![ÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑеÑÑ.jpg ÑÐ°Ð¹Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑеÑÑ.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-d6c8f3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/550626/550626_original.jpg)
3. Тайная вечеря. 1878. Холст на картоне, масло. 45х46,6.
В 1885 году, спустя два года после освящения Храма, "Тайная вечеря" пострадала от сырости. Роспись была подвергнута реставрации, которая лишь приостановила разрушение красочного слоя. В конце 1890-х годов специальная комиссия признала состояние росписи безнадёжным. Наиболее хорошо сохранившиеся части штукатурки с росписью (шесть фрагментов) были осторожно сняты со стены и аккуратно уложены в ящики для хранения.
У художника, жившего в Риме, испросили согласия на повторение утраченной росписи, он согласился. Для повторения изготовили специальный медный полукупол. Летом 1901 года, уже будучи тяжело больным, Генрих Ипполитович приехал в Москву, чтобы самому увидеть подготовку к работе, но выполнить роспись уже не успел.
![апоÑÑолÑ700.jpg апоÑÑолÑ700.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-b80ff5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/549367/549367_original.jpg)
Семирадский Г.И. Фрагменты запрестольной композиции главного алтаря Храма Христа Спасителя. Белый камень (штукатурка), левкас, масло.
Здесь хочу побрюзжать: мало того, что эскизы ("Тайной вечери" и других вышеупомянутых работ) были малы в размерах, но они ещё были повешены на стене выше человеческого (моего) роста, к тому же на них отсвечивали картины с противоположной стороны, также внимательному рассмотрению мешали блики от локального (направленного) света... всё это - минус устроителям выставки.
![Ðоанн ÐогоÑлов.jpg Ðоанн ÐогоÑлов.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-47463b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/549822/549822_original.jpg)
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (53 × 77).
![ииÑÑÑ500.jpg ииÑÑÑ500.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-f8c011.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/549628/549628_original.jpg)
Иисус Христос (72,5 × 86,5)
Следующие фрагменты сохранили головы апостолов.
![апоÑÑолÑ3.jpg апоÑÑолÑ3.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-5413e3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/547242/547242_original.jpg)
![апоÑÑолÑ2.jpg апоÑÑолÑ2.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-e327bb.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/546934/546934_original.jpg)
![Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð°Ð¿Ð¾ÑÑолов.jpg Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð°Ð¿Ð¾ÑÑолов.jpg](/images/main/genrih-semiradskiy-o-chistom-vechnom-i-nastoyaschem-500c47.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/mi_ta_pe/43373406/550705/550705_original.jpg)
После смерти Г.И. Семирадского (1902) художник В.Е. Савинский возобновил "Тайную вечерю" по фотографиям и сохранившимся оригинальным фрагментам.
Уникальные росписи (не только Семирадского) не дожили до наших дней — в советское время (1931) Храм Христа Спасителя был взорван воинствующими атеистами, и уникальные росписи погибли. Остались лишь эскизы, находящиеся в собрании Государственного Русского музея.