ГЕНРИЕТТА РОННЕР-КНИП, ГЛАВНАЯ КОШАТНИЦА ЕВРОПЫ
nikonova_alina — 01.05.2023Меня всегда интересовал вопрос, почему некоторые художники всю жизнь работают в рамках одного жанра или одной темы, а некоторые блестяще проявляют себя в самых разных областях живописи и даже в других видах искусства (скажем, Матисс был не только живописцем и графиком, но и оставил после себя прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства). Вот, например Павла Федотова судьба вроде бы прямой дорогой с самого раннего детств вела в баталисты, но все же он стал мастером бытового жанра, ибо таковой была природа его одаренности.
А вот бельгийскую художницу Генриетту Роннер-Книп вроде бы все обстоятельства жизни предназначили стать обычной пейзажисткой или жанристкой, хотя в ее наследственности и были некоторые любопытные нюансы. Вообще, по происхождению она была голландкой (место рождения - Амстердам), и родилась в художественной семье. И это еще мягко сказано. Профессиональными художниками были дед Генриетты по отцу, Николас Фредерик Книп, ее отец Йозеф Август, ее предполагаемая мать Полин Рифель де Курсель и тетя Генриетта Гертруда Книп. Причем Николас Фредерик Книп был художником-декоратором и мастером натюрмортов, Йозеф Август Книп – художником исторического жанра и пейзажных зарисовок (он много путешествовал, в том числе в Италию и в Палестину, и издавал альбомы акварелей по своих путевым зарисовкам). Генриетта Гертруда Книп писала цветочные натюрморты и отдельные растения в том числе и для ботанических атласов. А Полин Рифель де Курсель была графиком, и прославилась как блестящая рисовальщица птиц.
Насчет матери Генриетты Роннер-Книп у исследователей существуют определенные сомнения, поскольку в жизни ее отца было две женщины, помимо француженки Полин Рифель де Курсель он некоторое время жил с некоей Корнелией ван Леувен. Генриетта родилась в 1821 году (и была вторым ребенком в семье после брата Августа), и как раз в это время Йозеф Август Книп разъехался с Полин и начал жить с Корнелией. Окончательно развелся с первой женой он в 1824 году. Логично предположить, что если трёхлетняя девочка осталась жить в семье отца, то ее матерью могла быть как раз Корнелия, да и развод Йозефа мог как раз быть связан с тем, что его любовница забеременела, и об этом узнала жена.
Йозеф Книп вел очень беспокойную жизнь, семья часто переезжала в силу особенностей его творческой деятельности (Генриетта успела пожить в Париже, Гааге, Хертогенбосе и Беке), а также поскольку он искал возможность вести преподавательскую деятельность, но постоянного места учителя рисования так и не нашел, только временные подработки. А в 1823 году (как раз в разгар бракоразводного процесса) с ним случилось несчастье – он ослеп на один глаз. Скорее всего это были какие-то наследственные проблемы, поскольку его отец, Николас Фредерик тоже ослеп на оба глаза в довольно молодом возрасте, так что девятнадцатилетнему Йозефу пришлось содержать всю семью, работать не покладая рук, да еще и учить младшую сестру живописи.
Когда же проблемы со зрение начались у самого Йозефа, то главный удар на себя приняла как раз Генриетта Гертруда Книп, которая своими цветочными композициями содержала семью брата. Сама она так и не вышла замуж.
В 1832 году Йозеф Книп полностью ослеп, но семья переезжала вплоть до 1840 года, пока, наконец, не обосновалась окончательно в Берликуме (Бельгия, провинция Северный Брабант). За то время, пока Йозеф еще мог работать, он успел дать дочери первые уроки живописи, причем, он довольно жестко контролировал занятия и Генриетты, и ее старшего брата Августа, начав обучение каждого из детей с с пятилетнего возраста.
Затем, с 1835 года Генриетта начала более систематически учиться живописи у местных художников, там, где семья на тот момент проживала. Именно в этом году вместе с братом четырнадцатилетняя Генриетта создала свою первую настоящую картину: «Ферма принца Оранского близ Тилбурга». В следующем, 1836 году, девочка уже продавала свои картины в местных салонах. А в 1838 году Генриетта даже приняла участие в Выставке живых мастеров. Так назывался цикл выставок современных голландских художников, которые проходили в разных городах Голландии с 1808 по 1917 годы.
В 1848 году умерла Корнелия ван Леувен, тетка Генриетта Гертруда Книп старела, отец работать уже не мог, и тогда Генриетте Книп пришлось, также как и в свое время ее отцу, взять на себя финансовую ответственность за семью. Гертруда Книп переехала в Амстердам, и очень скоро приобрела так известность, как очень приличная пейзажистка и жанристка. Она писала пасторальные пейзажи с изображением лесов и полей акварелью и маслом, и довольно часто включала них животных, скорее всего просто для оживления картинки.
Генриетта Книп была первой женщиной, которую приняли в сообщество голландских художников Arti et Amicitiae, и она активно включилась в его работу. В 1850 году Генриетта вышла замуж за Фейко Роннера. По некоторым данным он также был художником, так что вполне возможно, познакомились они как раз в этом сообществе. С этого времени Генриетта стала подписывать свои картины двойной фамилией – Роннер-Книп.
С Роннером она переехала в Брюссель и с того момента стала считаться бельгийский художницей. Роннер был человеком слабого здоровья и сам работать не мог, впрочем, супружеской жизни его состояние никак не мешало, и у них с Генриеттой родилось шестеро детей. Роннер в конечном итоге стал агентом Генриетты, и надо признать, неплохо справлялся о своими обязанностями, вел семейный бизнес и деловую переписку.
Вполне возможно, что это именно он заметил однажды, что пейзажи Генриетты, на которых присутствую животные, кошки или собаки, продаются лучше, чем просто изображения природы, и посоветовал супруге попробовать написать кошку или собачку без пейзажа. И не ошибся. Очень скоро анималистические сценки Генриетты стали пользоваться бешеной популярностью, а среди ее мохнатых моделей появились и коронованные особы: болонки королевы Бельгии Марии Генриетты Габсбург-Лотарингской и немецкой принцессы Марии Гогенцолерн-Зигмаринен.
Но все же главной ее любовью были кошки, а особенно семейные сценки, когда мама-кошка воспитывает своих балованных отпрысков, шаловливых котят, или с умилением любуется на их проказы. Иногда даже кажется, что Генриетта, мать большого семейства, переносила на холст в аллегорическом виде свои собственные семейные истории.
Свои самые известные «кошачьи» картины Генриетта написала после 1870-х годов, когда у нее в доме наконец-то появилась собственная кошка, сразу ставшая любимой моделью. Изображения играющих пушистых красавцев в обстановке типичного европейского буржуазного дома пользовались в то время бешеной популярностью. Иногда утверждается, что это были всего лишь натюрморты, оживленные присутствие животных, н на самом деле это не так. Зрителей привлекали именно взаимоотношения между животными, их эмоции, такие же, как и в мире людей. Генриетта рассказывала о материнской любви, о дружбе и преданности, о взаимоотношениях поколений, о счастливом детстве, полном заботы и нежного воспитания, только своим особым языком. И именно поэтому ее работы до сих пор востребованы и популярны. Впрочем, также, как и кошки.
В конце концов она приобрела для семьи большой дом с садом, где жили помимо детей и мужа ее кошки, охотничьи собаки и попугай, служившие моделями для ее картин и скульптур. Генриетта наблюдала за своими животными в естественной среде, потом делала их скульптуры из папье-маше, представляя в динамических позах, а потом делала своего рода инсталляции, сочетая с драпировками и предметами мебели. Иногда для этих проектов она сотрудничала с художником-жанристом Дэвидом Колом, мастером юмористических жанровых сценок.
Из шестерых детей Генриетты трое, сын Альфред и дочери Алиса и Эмма тоже стали художниками. Они часто выставлялись вместе с матерью. Альфред пошел против семейной традиции и стал жанристом и портретистом, а Алиса, как ее двоюродная бабушка Генриетта Гертруда Книп специализировалась на натюрмортах с фруктами и цветами. Две другие дочери Мария-Тереза и Марианна-Матильда предпочли обычную жизнь замужних дам, а сын Эдуард стал юристом.
В 1893 году картины Генриетты Роннер-Книп с огромным успехом были показаны на Всемирной выставке в Чикаго.
Ее работа была очень высоко отмечена государственными наградами. В 1887 году Генриетта Роннер-Книп получила Орден Леопольда I, а в 1901 – стала кавалером ордена Оранских-Нассау.
Генриетта Роннер-Книп скончалась в доме своей дочери в Икселе (пригорд Брюсселя) 2 марта 1909 года в возрасте 87 лет, окруженная любящими и безутешными близкими. Наверно, и ее обожаемые кошки с собаками тоже что-то почувствовали.