Генералы 1812 года и их милые жены

топ 100 блогов ansari7513.10.2018


Кгодовщине Бородинской битвы вспоминаем героев Отечественной войны 1812 года, разглядываем их портреты из Военной галереи Эрмитажа

Кутузовы

Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены

Великий полководец Михаил Илларионович Кутузов на портрете кисти Доу из Военной галереинаписан во весь рост. Таких больших полотен в зале немного — подобной чести удостоены император Александр I, его брат Константин, австрийский император и прусский король, а из полководцев еще лишь Барклай де Толли и британец лорд Веллингтон.

Жену Кутузова звали Екатерина Ильинична, в девичестве Бибикова. На парных портретах, заказанных в 1777 году в честь свадьбы, Кутузов узнается с трудом — он молод, у него оба глаза. Невеста напудрена и нарумянена по моде XVIII века. В семейной жизни супруги придерживались нравов того же фривольного столетия: Кутузов возил в обозе женщин сомнительного поведения, жена его веселилась в столице. Это не мешало им нежно любить друг друга и своих пятерых дочерей.

Багратионы

Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены

Знаменитый военачальник Петр Иванович Багратион на Бородинском поле был тяжело ранен: ядро раздробило ему ногу. Его на руках вынесли из битвы, но врачи не помогли — через 17 дней он скончался. Когда в 1819 году английский живописец Джордж Доу принялся за огромный заказ — создание Военной галереи, облик погибших героев, в том числе Багратиона, ему пришлось воссоздавать по работам других мастеров. В данном случае ему пригодились гравюры и карандашные портреты.

В семейной жизни Багратион был несчастлив. Император Павел, желая ему лишь добра, в 1800 году выдал за него замуж красавицу, наследницу потемкинских миллионов Екатерину Павловну Скавронскую. Легкомысленная блондинка мужа бросила и уехала в Европу, где ходила в полупрозрачном муслине, неприлично облегающем фигуру, тратила огромные суммы и блистала в свете. В числе ее любовников был австрийский канцлер Меттерних, которому она родила дочь. Смерть супруга не повлияла на ее образ жизни.

Раевские

Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены

Николай Николаевич Раевский, поднявший под деревней Салтановкой в наступление полк (по легенде, рядом с ним в бой пошли два его сына, 17 и 11 лет), в сражении выжил. Доу, скорее всего, писал его с натуры. Вообще, в Военной галерее — более 300 портретов, и хотя английский художник «подписал» их все, но основной массив с изображением простых генералов создавали его русские помощники — Александр Поляков и Вильгельм Голике. Однако самых важных генералов Доу все-таки портретировал сам.

У Раевского была большая любящая семья (Пушкин долго вспоминал путешествие с ними по Крыму). Женат он был на Софье Алексеевне Константиновой — внучке Ломоносова, вместе с обожаемой женой они пережили много несчастий, в том числе опалу и расследование декабристского восстания. Тогда сам Раевский и оба его сына оказались под подозрением, однако позже их имя было очищено. Его дочь Мария Волконская последовала за мужем в ссылку. Удивительно: все дети Раевских унаследовали огромный прадедушкин ломоносовский лоб — правда, девочки предпочитали прятать его за локонами.

Тучковы

Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены

Александр Алексеевич Тучков — один из тех, кто вдохновил Цветаеву на стихи, которые потом превратились в прекрасный романс Настеньки в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Он погиб в Бородинском сражении, причем его тело так и не нашли. Доу, создавая его посмертный портрет, скопировал очень удачное изображение кисти Александра Варнека.

По картине видно, каким красавцем был Тучков. Его жена Маргарита Михайловна, урожденная Нарышкина, мужа обожала. Когда ей доставили известие о гибели мужа, она отправилась на поле битвы — примерное место смерти было известно. Маргарита долго искала Тучкова среди гор мертвых тел, но поиски оказались безрезультатными. Долгое время после этих ужасных поисков она была не в себе, родные опасались за ее разум. Позже она воздвигла на указанном месте церковь, затем — женский монастырь, первой игуменьей которого и стала, приняв постриг после новой трагедии — внезапной смерти подростка сына.

Давыдовы

Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены
Генералы 1812 года и их милые жены

Для Дениса Давыдова, самого знаменитого из русских гусар, Бородино было не просто полем битвы перед Москвой. С 1768 года деревня Бородино принадлежала его семье: сначала деду, потом отцу. Здесь поэт вырос. Накануне битвы он лежал в кустах и смотрел, как здания родного имения разбирают на биваки и костры. На портрете Доу бравый воин изображен в гусарской форме — хотя подвиги, которые его прославили, он совершал в крестьянской одежде, возглавляя партизанский отряд.

Женой гусара была Софья Николаевна, урожденная Чиркова, в которую в юности он был сильно влюблен. Она родила ему 9 или 11 детей, став одной из самых многодетных жен русских писателей. Впрочем, их семейное счастье иногда омрачалось сердечными увлечениями ветреного поэта.

Софья Багдасарова

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Талантливый российский графический дизайнер Павел Кулинский (Pavel Kulinsky) представил серию постеров с образами современных матрешек. Они использовались для промо-кампании московского ЦУМа, а теперь летают по сети, собирая поклонников творчества ...
Байкер! Если ты мужик а соседи твоей матери цыгане – подари ей сейф с винтовкой, одну жену ночью отправь в электричке из Зеленограда в Москву, застрели ...
Я прочитал очередное интервю Хэмпсона (от 2011 года) и хочу сказать, что, вы понимаете, этот человек заворажмивает меня всем. И отдельно – подбором слов. В этом смысле переводить его – дело неблагодарное и требует скиллов более высокого левела; но я всё равно пару цитат приведу, потому ...
...
1. Американская революция бездействия. О восстании элит против любых перемен Сила американских политиков всегда состояла во внешнем единстве. Кто бы, что  ни думал, все это всегда оставалось внутри системы, а вовне США выходили с единой позицией. Сегодня этого нет и это ...