Где тонко, там не рвется! Ожерелье Дебюсси, бусинки Прокофьева и грабитель под

топ 100 блогов lovers_of_art29.01.2022
Где тонко, там не рвется! Ожерелье Дебюсси, бусинки Прокофьева и грабитель под

Эту программу нельзя от себя оттолкнуть! Она просачивается в слушателя, даже если сам того не очень и желает. И не очень-то поначалу ее воспринимает, в силу хотя бы необычности. А потом вдруг обнаруживаешь: все это стало частью тебя. Есть пианисты – спецы исполнения «на  тоненького». Вот только они подавляющей частью тешат наш слух романтическими грезами, вздохами и разочарованиями. Константин Емельянов сделал иное. На уровне тонких ощущений он заглянул в гремучий век 20-й. А оттуда проложил  тропинку и в текущий момент.

27.01.2022. Большой зал Московской государственной консерватории. К.Дебюсси. Двенадцать прелюдий (Первая тетрадь). С.Прокофьев. «Мимолетности». С.Барбер. Соната для фортепиано. Константин Емельянов, фортепиано.

Где тонко, там не рвется! Ожерелье Дебюсси, бусинки Прокофьева и грабитель под

Ну да, прелюдии Дебюсси исполняют охотно, иногда целым блоком, чаще выборочно. Находка же Емельянова – в создании уникальной программной комбинации. Перебрав янтарные камешки Дебюсси, он принялся нанизывать жемчужные бусинки Прокофьева, до которых у коллег Константина руки не доходят совсем.

Эффект получился изумительный!

...Послушать немногих сохранившихся разумных философов и психологов, - главная проблема нынешних молодых в том, что у них отсутствует целостная картина мира. Взамен – нарезка случайных клипов. 

Так вот, Емельянов создавал именно объемную звуковую картину. Транслировал наблюдательный взгляд, переплавляющийся в чувство. У Дебюсси ведь не отыщешь концепции – у него мир образов во всем их разнообразии. Внимание к окружающим гармониям, иногда перебиваемым диссонансом людских чудачеств. А «Шаги на снегу» и «Затонувший собор» - это, в дополнение,  переданное волшебными звуковыми средствами ощущение, насколько все преходяще в нашем мире…

И тогда замечательным образом воссоздается картина ЦЕЛОСТНОГО.

Костя Емельянов, к слову сказать, немного похож на Дебюсси – и внешне, и особенным вниманием к негромкому. А вот на Прокофьева  вряд ли. Но и то сказать: в «Мимолетностях» Сергей Сергеевич и сам не тот, к какому мы привыкли.

Здесь он собиратель жемчуга.

Где тонко, там не рвется! Ожерелье Дебюсси, бусинки Прокофьева и грабитель под

Какая же россыпь наблюдений за характерами и ситуациями! И за проявлением характеров в ситуациях. В двадцати миниатюрах авторское указание темпа и интонации исполнения повторяется только единожды. И из этой подробности понятно: Прокофьев не ставил задачу максимально разно наполнить некий воображаемый модуль – нет, он, такое чувство, просто купался-наслаждался в разнообразии как таковом.

Пробегающие по клавиатуре в заключительной пьесе триоли – как метафора человеческой пластичности!

12 прелюдий Дебюсси – а вслед 20 мимолетностей Прокофьева. Любитель крупных фортепианных форм обязательно нахмурится: программа-де непозволительно измельчена…

Но из самой исполнительской манеры Емельянова слушатель впитывает совсем иное: программа замечательно, невероятно, изысканно и исключительно насыщена подробностями! 

Теми живыми подробностями, от которых мы лихорадочно отмахиваемся в суетной и алармистской действительности.

И потому после всего произнесенного рояльной клавиатурой сонату Барбера  я встречал настороженно.

И правда: набранное свободное дыхание с первых ее тактов превратилось в сдавленное.…

Соната Барбера не то, что пугает, в 20-м веке полно сочинений много страшнее. Но она, я бы сказал, навешивает замОк на все то, что Емельянов сыграл в концерте прежде.

Начало – как резкий, нахрапистый стук в дверь. И совсем не хочется открывать. И ты шмыг-шмыг вглубь квартирки – пусть думают, что дома никого.

Это здесь лейтмотив – ощущение запертости на своей маленькой территории. И ты наряжаешь там сбивчивые свои ощущения в некий сказочный хрусталь – да толку…

И в этом своем мирке ты все глубже чувствуешь себя жертвой таящегося за дверью охотника. И мыслечувства  твои, исполнительской волей Емельянова, мельчают (вот где измельчение-то!) настолько, словно смотришь в перевернутый бинокль.

Сэмюэл Барбер
Сэмюэл Барбер

И уже не поймешь – в комнате ты, или в клетке, или в камере…

А в финальной части то ли ты неосторожно растворяешь дверь, то ли ее выламывают. И захлестывает настоящий бедлам, хаос, и ты попадаешь под неотразимую паническую атаку…

И здесь прежняя сдержанность Емельянова перевоплотилась почти в публицистический огонь!

Нужны ли комментарии?

Николай Мясковский проницательно отозвался о прокофьевских «Мимолетностях»: после звука-жеста С.С. ощутил потребность в звуке-слове. Так и Константин Емельянов, с его изысканно-негромкой манерой, произнес этой программой веское слово. О том критически важном, что с нами происходит.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Солдаты армии США убитые вчера в Афганистане во время проведения операции в районе Кандагара. Оба погибших служили в 82-й дивизии армии США. Как сообщается, во время боевого выхода, один из афганских солдат открыл огонь на поражение по американцам и убил двоих. Помпео сегодня заявил, ...
Каких конфет в последнее время только не увидишь. Разнообразие начинок и форм в магазинах вызывает ступор и желание выбрать лучшие. А ведь сами знаете, когда глаза разбегаются выбрать не легко. К тому же всегда хочется попробовать кондитерскую ...
Фонтан. Феодосия. Крым. 12.06.2024. Фонтан Пара под зонтом. Феодосия. Крым. 12.06.2024. ...
Мороз и солнце, день чудесный, но только когда солнце скрывается и ветер задувает - прохладно. Но в летнем пуховике, перчатках и шерстяной шапке двойной вязки - хорошо. Иду по скверу мимо одной скамейки. Мужчина - по телефону:   - Да нет, нормальная погода, только ноги немного ...
В суете современных будней большинство их нас попросту забывает или же не успевает полноценно поесть, поэтому зачастую в такие моменты мы привыкли перекусывать на ходу всем тем, что попадётся под руку. Но всё же не стоит забывать о том, что еда влияет на наше здоровье и образ ...