
Где рождаются идеи?


Вопрос стоял об их взаимоотношении. Спор Сократа с Протагором, описанный в трактате Платона «Теэтет», относится к спору реалистов и номиналистов, за реалистов выступает Сократ, а за номиналистов выступает Протагор.
Реалисты утверждали, что «universalia ante rem», то есть всеобщее существует прежде вещей или, что идеи воплощаются в окружающем мире. Античным представителем реализма по праву считается Платон и его учитель Сократ. Его учение об эйдосах говорит о том, что существует мир умосозерцаемых идей, а их отражение в материальном мире – это всего лишь тени на стенах пещеры, в которой живет каждый индивидуум.
Видным представителем реализма в средневековье считается Декарт, который своим «Cogito, ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую) разделил всё существующее на протяжённое (res extensa) и мыслящее (res cogitans). То есть всё телесное является протяженным или механистическим, её противоположностью является мыслящая субстанция. Однако в пределах этого разделения невозможно понять, что представляет собой животное, для Декарта животное стало бездушным механизмом. И это справедливо не только для животного: если мир – это бездушный механизм, то человеческий дух оказывается в нём порабощен.
Преодолеть это противоречие попытался Лейбниц, разработав собственное учение о монадах или единицах. Эти монады сочетают в себе свойства как протяженной, так и мыслящей субстанции и обладают каждая своими уникальными качествами и внутренней силой, которой каждая монада отстаивает свое место в мире. Кант же идеей чистого разума освобождает дух от давления машины.
Номиналисты же утверждали, что «universalia post rem», то есть всеобщее существует после вещей или, что, то же самое, идеи извлекаются из окружающей действительности, то есть из классификации вещей человек формирует понятия или nomina (имена). Представителями средневекового номинализма считают У.Оккама и Ж.Буридана, развитием идей номинализма в направлении сенсуализма занимались английские философы Т.Гоббс и Дж. Локк, которые говорили, что ум производит понятия из ощущений, а сам по себе индивидуум является «чистой доской» или tabula rasa, на которой ощущения оставляют свой след. Это представление о tabula rasa развилось через материализм в научный позитивизм, который ряду физических явлений поставил в соответствие ряд психических явлений и всё, что происходит в мире физическом, отражается в психическом мире человека и заставляет его реагировать тем или иным образом. Однако, как указывает Д.Юм рассудок не может достоверно ответить на вопрос об источнике ощущений.
Этот спор хоть и носит гносеологический характер, имеет далеко идущие последствия. Так нужно решить, что мы познаем в опыте, есть ли в нем истина и носит ли она универсальный характер? Очевидно, что если в опыте нет истины, то любые построения бессмысленны и у каждого есть только собственное индивидуально-бессмысленное бытие.
Если же истина существует, то она должна иметь универсальный характер для каждого человека. То есть в одинаковых условиях каждый человек должен получить одинаковый опыт, то есть подтвердить, что индивидуальный опыт не является фантазией или галлюцинацией. Кроме того, очевидно, что полученная истина должна носить непротиворечивый характер. Однако, окружающий мир изменчив и «невозможно войти в одну воду дважды», поэтому постоянный характер может быть присущ только условиям получения опыта – пространству и времени, то есть трансцендентальным характеристикам бытия.
Посмотрим, что значит тезис Маркса о том, что философы только объясняли мир, а нужно его изменять, с точки зрения спора реалистов и номиналистов. Допустим, что идеи, которые овладевают массами и становятся движущей силой, извлекаются разумом из окружающего мира как утверждают номиналисты. Тогда дефекты или повреждения и неблагополучие мира вытекает из отклонения от первоначального идеала и следует всего лишь исправить дефекты и вернуться в «золотой век».
Если же рассуждать с позиции реалистов, то идеал, обладающий внутренней силой, находится либо в идеальном мире Платона, либо в душе, либо во внутреннем центре активности личности. Сила этого идеала посредством человека изменяет окружающий хаос и выстраивает мир, приближающийся к идеалу. То, что этот идеал является не пустыми фантазиями воспаленного воображения, он должен быть истинным, то есть быть универсальным для каждого человека.
Обе точки зрения борются в мире со времен античности, а, может быть, и гораздо раньше, и до сих пор каждая находит себе сторонников. А какая точка зрения ближе вам?
|
</> |