Где грань, Гранин Даниил?

Определились ли вы, мои сограждане, на чьей вы стороне в конфликте, возникшем в связи со скандальным опросом телеканала Дождь. Расцениваете ли вы появление подобного опроса в дни 70-летия снятия блокады Ленинграда как спланированную провокацию, как ошибку редакции либо как правильно поставленный вопрос и торжество свободы слова.
Намеренно не ставлю знаки вопроса, поскольку думаю, что за несколько дней дискуссий каждый неравнодушный занял свою твёрдую позицию и сам себе на этот вопрос ответил.
Не думаю, что это вопрос о прошедшей войне. Это вопрос о вероятной будущей войне. Дождь измерил температуру собственной аудитории: способны ли современные граждане России после 20 лет разрушения прежней идеологии, прежнего образования, шельмования патриотизма и прежней системы ценностей повторить подвиг блокадного Ленинграда, Сталинграда, Прохоровки...
Нам попытались отменить подвиг Зои, сообщили, что не было 28-ми панфиловцев, наша Победа равна поражению благодаря сравнению численности погибших, а войну выиграли США и Англия.
После ознакомления с ТАКОЙ историей ВОВ 54% аудитории телеканала Дождь проголосовали за сдачу Ленинграда фашистам. Исключительно из человеколюбия. Выбросив из головы или просто не желая знать, что за время оккупации Киева фашистами в нём погибла половина оставшегося населения.
Благополучно забыт Бабий Яр. Благополучно забыты заживо погребённые.
Вопрос, заданный телеканалом Дождь, вдруг превращается в вопрос второго плана, а на первый план выходит моральный и нравственный вопрос: где грань между "можно" и "нельзя", есть ли эта грань вообще и должна ли она быть?
Фронтовики, отстоявшие страну и вернувшиеся по домам избегали рассказов о войне. Почти все не любили и не могли говорить о войне - это общеизвестный факт и об этом знают все, кто дождался возвращения своих солдат. Почему не рассказывали? Да потому что Победа была важнее, чем страдания. Страдал и преодолевал свой страх, ужас, отчаяние каждый внутри себя и это была личная война со своим страхом внутри себя. А Победа - это результат, ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ. Это то, ради чего сражались, гибли и справлялись с нечеловеческими условиями и обстоятельствами. Физиологические ужасы - это не то, что следовало смаковать и выставлять впереди победы.
Почти каждый советский фильм или книга о войне - это невероятной силы оружие против войны. Наши души переворачивались и омывались слезами, каждый из нас решал для себя главный вопрос: а я смог бы так, как они? Но не было в этих фильмах акцента на мясе, месиве или других физиологических подробностях - нам ВСЁ было понятно.
Так есть ли запретные темы? Должен ли быть нравственный ограничитель, понимание - что можно говорить с трибуны для широкой аудитории, а что нельзя?
Даниил Гранин, выступая перед депутатами немецкого парламента, рассказал, как выживали в осаждённом Ленинграде. И всем всё было понятно, но писатель решил не ограничиваться намёками и не оставлять недоговорённостей. Мы все содрогнулись от эпизода, рассказанного Граниным.
Кто произвёл больший фурор - телеканал Дождь или писатель-фронтовик? Кто из двоих заставил вас усомниться в целесообразности защиты города сильнее? Голосование на Дожде случилось до речи Гранина и набрало 54% тех, кто не стал бы защищать культурную столицу России. После слов Гранина, думаю, цифра возросла бы значительно.
Вот вам слова ещё одного писателя, В.Ерофеева:
"Ну, в той логике, в которой мы жили с 17-го года, понятно совершенно, что никто бы не сдал Ленинград, понятно совершенно. И надо сказать, что вот это людоедство, эта бесчеловечность, она же до сих пор и осталась, этими генами ушла в нас. И если там полемика и вообще шум по поводу этого вопроса, просто потому, что мы считаем всегда, что есть что-то более важное, чем человек, есть государство, или есть какая-то идея тоталитарная, да?" конец цитаты.
_______
А в той логике, в которой мы живём сегодня, понятно совершенно, что выражения мастера художественного слова Ерофеева "людоедство и бесчеловечность" перестали быть фигурой речи. Это факт, из которого следует, что Ленинград отстояли и выжили в нём людоеды.
И кому теперь интересно почти мистическое свидетельство, что в ЛЕНИНГРАДЕ ВЫЖИВАЛИ ТЕ, КТО ПОМОГАЛ ДРУГИМ.