рейтинг блогов

«Газпром» | Бованенковская железная дорога

топ 100 блогов russos05.08.2013 В огромном семействе ОАО «Газпром» есть разные подразделения, в том числе, на первый взгляд, не связанные напрямую с добычей газа, но необходимые для успешного функционирования всего огромного предприятия. В этом посте я расскажу про ООО «Газпромтранс» и про самую северную железную дорогу, находящуюся в эксплуатации — Бованенковскую, проходящую полностью в зоне вечной мерзлоты от станции Обская до Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения.

Эта дорога в суровых северных условиях обеспечивает функционирование вахтового поселка: доставку и вывоз вахты и разных грузов. Давайте вернемся в зиму и немного охладимся этим не очень жарким летом.

 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

1. Свое путешествие мы начали поздно вечером, когда приехали на станцию Обская и заселились в «чартерный» поезд, который повезет нас на север. И до отправления была возможность погулять по территории депо. В какой-то момент были пойманы бдительным охранником и... тут возникла небольшая проблема. Все наши документы — в поезде, а съемки на станции были запланированы только на завтра. Но все решили, и я продолжил снимать — случайного фотографа вечером тут быть не может :) Да и дежурный мастер локомотивного депо, как оказалось, таки в курсе завтрашних съемок.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

2. На данный момент используются тепловозы ТЭМ2, ТЭМ7 и ТЭМ9. Ранее эксплуатируемые ТЭ10 выведены в резерв. Они были неэкономичны, капризны в обслуживании и не радовали экологов.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

3. Станция Обская имеет огромное хозяйство, где есть локомотивное и мотовозное депо. Цеха по ремонту вагонов и прочие подразделения.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

4. Связь на севере крайне важна. Вся линия длиной 570 километров поделена на два участка (Обская—Хралов и Хралов—Карская), которые обслуживаются двумя диспетчерами. Автоблокировки нет, используется телефонная сигнализация. Пока со следующего разъезда не сообщат, что поезд прибыл, отправлять следующий нельзя. Но допускается отправление поезда, если есть входные светофоры, тогда состав может следовать до них. У машиниста связь локальная — с ближайшим разъездом (в крайнем случае есть спутниковая связь). А вот дежурный по разъезду уже имеет постоянную связь с диспетчером, который находится на Обской. На фото диспетчер отмечает на графике следование грузового поезда, который возвращается из Бованенково.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

5. Крайний север зимой суров. В общем, летом там тоже хватает радостей жизни, но вот зимой — это лютые морозы и очень много снега. Если все перегоны сделаны на насыпи и снег с путей сдувает, то на станции снег надо убирать постоянно. Наносы бывают крайне редко, хотя машинист рассказывал, что они как-то застряли на трое суток в тундре и ждали, пока до них докопается снегоочиститель.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

6. Вахтовый поезд — обычные плацкартные вагоны. Но все чисто и аккуратно. В силу строжайшего сухого закона на месторождении все вахтовики при посадке в поезд проходят контроль, как в аэропорту — рентген и досмотр.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

7. А вот кормят тут прекрасно, впрочем, хорошая и сытная еда — это особенность крайнего севера. Иначе тут придется туго.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

8. Станция Обская и ее парковые пути принадлежат «Газпрому», кроме двух главных путей, которые находятся в ведомстве РЖД — по ним поезда проходят транзитом до станции Лабытнанги. Причем, для того чтобы выехать в сторону Бованенково, надо проехать небольшой участок по путям РЖД, естественно, заплатив за транзит.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

9. Контроль и еще раз контроль. Суровые условия не терпят разгильдяйства.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

10. Дизель-генераторный вагон восстановительного поезда. На десятилетие «Газпромтранса» был раскрашен в национальных мотивах.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

11. Экипаж восстановительного поезда всегда готов выехать на помощь, но пока тренируется у себя на стоянке.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

12. Вагоны, бывает, ломаются. Но в цеху по ремонту готовы исправить любую поломку.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

13. В кабине ТЭМ2. Пора ехать на север!
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

14. Наш комфортабельный вагон.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

15. Я уже рассказывал про особенности строительства в вечной мерзлоте в репортаже про Мертвую дорогу. Напомню основной момент: мерзлота ни в коем случае не должна таять, иначе все сооружения просто поплывут. Тогда, в 50-е годы, решение найти не удалось. Сейчас, хоть это и оказалось дорого, но получилось преодолеть вечную мерзлоту и построить линию железной дороги. План и профиль пути очень сложен. Огромное количество (более 70) мостов, водопропускных труб и других объектов. Скорость поезда ограничена 40 километрами в час, а автомотрисы могут разгоняться до 50. Но дорога постоянно требует к себе повышенного внимания.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

16. Один из разъездов. Всего на линии — 8 действующих станций (в том числе Обская и Карская) и 15 действующих разъездов (+ ещё 2 законсервировано).
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

17. Условия работы очень жесткие. Несмотря на любые погодные условия, поезд должен быть встречен и отправлен. По словам старожилов, бывало, что в метель от домика до путей добирались ползком, цеплялись рукой за рельсу и так ползли в сторону стрелок. Видимость — почти ноль, и никакие фонари не могут пробить снежный заряд. А стоит заблудиться в тундре — и с концами. Даже не найдут потом...
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

18. Вахта длится месяц. В доме, оборудованном всем необходимым, живет несколько человек. Есть рабочие места, спальные, кухня, тренажеры.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

19. Снегоборьба на станциях и разъездах — это отдельный разговор.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

20. Служебная автомотриса и стационарный дом для вахты.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

21. Дорога до Бованенково строилась в два этапа. Начало работ было положено в 1986 году, и стройка активно велась до 1995 года, когда пути были уложены до станции Паюта (188 км). В ходе строительства была опробована новая схема сооружения земляного полотна: зимой (именно зимой!) отсыпается «ядро» насыпи — мерзлая тундра закрывается мерзлым грунтом, летом насыпь доводят до проектного профиля талым, сухим грунтом. Для защиты насыпи от разрушения в результате нагревания используются тепловые амортизаторы из пеноплекса. В качестве основы — недренирующий суглинок, который раньше считался для этого непригодным. Основная цель такого пирога — сохранить температуру почвы постоянной в течение всего года. В итоге удалось с самого начала, в отличие от Транссибирской, Трансполярной магистралей и БАМа, обеспечивать стабильное состояние земляного полотна. После станции Паюта линию довели к 2003 году до разъезда Харлов (268 км), и стройку остановили. Но уже в 2005 достроили северную дорогу, и 12 января 2010 года по всей линии (570 км) началось рабочее движение. И если в советское время финансирование было государственным, то на достройку «Газпром» вложил собственные средства. И теперь он владеет, пожалуй, самой протяженной ведомственной железной дорогой.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

При возобновлении строительства сохранилась слоеная технология, но был добавлен новый материал — дорнит.


22. Также используются различные «холодильники». На фото — две пары больших белых труб по бокам пути. В этом месте под полотном дороги проходит водопропускное сооружение, и чтобы вокруг него не растаял грунт, оно охлаждается воздухом через эти вентиляционные трубы. Плюс используются холодильники — трубки с фреоном, которые за зиму переносят холод вниз, замораживая конус, которого хватает на лето.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

23. Поезд-водовоз. Две машины с водой и машина с топливом. Обычно в кабинах находится по «водителю», так как они ездят с заведенными моторами, чтобы груз не замерзал.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

24. Указатели до цивилизации.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

25. Самый длинный мост (3,9 км) за полярным кругом. Построен в 2008-2009 годах. Трубки в насыпи — это вот как раз холодильники для ее заморозки.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

26. Трубы перед опорами служат для мониторинга состояния вечной мерзлоты — в первую очередь температуры.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

27. Мост был построен в рекордные сроки: всего за 349 дней.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

28. Естественно, залез на ферму. Прекрасный вид!
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

29. А это уже месторождение — станция Карская.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

30. Возвращение обратно в метель и пургу.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

31. Намело за ночь в тамбуре.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

32. Разъезд Хралов — рамка автоматизированного контроля габарита.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

33. Поезд, столбы, вышка и белое нечто.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

34. Совсем замерзший.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

35. Бывший вахтовый поселок строителей. Сейчас не эксплуатируется, кроме нескольких домиков.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

36. Местное средство передвижения.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

37. Даже в пургу рабочие выходят работать. Скидок на плохую погоду тут нет.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

38. Сила ветра была такая, что я запросто ложился на поток.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

39. Два моста — автомобильный и железнодорожный — через речку Щучью.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

40. Наш чартерный поезд. Обратите внимание на последний вагон — это дизель-генератор. Все поезда ходят с ним, на случай если локомотив вдруг заглохнет или сломается. Тогда этот вагон обеспечит теплом и электричеством. Плюс там живет локомотивная бригада. Вахта — месяц, рабочий день — 12 часов. Потом идешь спать в вагон, а твои коллеги — в кабину локомотива.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

41. Еще раз заглянул в депо, чтобы сделать мегапанораму.
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога

42. Просто шедевр! :)
 «Газпром» | Бованенковская железная дорога
.::кликабельно::.

Репортаж про железную дорогу на сайте «Газпрома».

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Посты по теме:
1 августа все три команды клубной системы «Газпром-Югра» приступают к предсезонной подготовке. Главная ...
Как сообщили «Известиям» в компании «Газпром межрегионгаз Пятигорск», на ТЭЦ города Махачкалы с 7 августа может быть полностью прекращена подача газа из-за отсутствия расчета по долгам ...
Из-за художеств госкомпаний каждый россиянин «задолжал» иностранным банкирам около 5 тыс. долларов.
В огромном семействе ОАО «Газпром» есть разные подразделения, в том числе, на первый взгляд, не связанные напрямую с добычей газа, но необходимые для успешного функционирования всего огромного ...
30 июля состоялся выпуск мальков стерляди в реку Волга. Экологическая акция по восстановлению численности стерляди была проведена при поддержке ООО «Газпром трансгаз Самара». В Волгу было ...
Чистая прибыль "Газпром нефти" по МСФО в январе-июне 2013 г. сократилась на 2,9% - до 76,4 млрд руб., свидетельствуют данные консенсус-прогноза.
Газпром, французская Total и боливийская государственная YPFB на прошлой неделе подписали сервисный контракт на разведку и разработку углеводородов на блоке Асеро в Боливии. От Газпрома и Total ...
Архив записей в блогах:
Пока плебеи смаковали обнаружение у К.Собчак наличных средств в особо крупных размерах, некоторые патриции, не лишенные сочувствия, пеняли пострадавшей лишь на ее неосмотрительность. Мол, при нашей суверенной вертикали, когда барской любви уж ...
Итак, в дискуссиях часто приходится слышать аргумент - "женщины глупее мужчин, потому что среди них меньше лауреаток Нобелевской премии". Ок, и правда, к данному моменту Нобелевской премии удостоилось всего 47 женщин, а количество нобелевок, выданных мужчинам, перевалило за 800 (при этом н ...
Сегодня, на работе в магазине Abercrombie and Fitch, дочь увидела двух подростков, ворующих одежду. Тихонько, не привлекая их внимания, она вызвала службу безопасности. Одному удалось убежать, а другой каялся и бился лбом об пол... Наказали, отпустили. ...
Предыдущий пост на тему количества детей собрал рекордное количество ...
Между прочим, последние "компроматные видео" тянут как минимум на 2 статьи УК ...