ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль

топ 100 блогов foto_history17.11.2017
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль

Автомобиль ГЛ-1 во главе колонны новых машин Горьковского автозавода, 1 мая 1938 года завтра — танкист!». В 1938 году на Горьковском автозаводе им. Молотова был создан рекордно-гоночный автомобиль ГЛ-1. Он стал первой советской гоночной машиной, сконструированной и построенной не энтузиастами-кустарями, а специалистами автомобильного завода. Рекордно-гоночный автомобиль ГЛ-1 на старте.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
На призыв правительства СССР к автозаводам о создании гоночных автомобилей откликнулся и ГАЗ. Инициатором этих работ стал главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт. Как никто другой, он понимал важность постройки гоночных машин и участия в спортивных состязаниях. Желание быть первыми подстегивало конструкторскую мысль, а в скоростных заездах автомобильные агрегаты проходили ускоренные испытания на работоспособность и надежность. Участие в автогонках для завода не было самоцелью — автомобильный спорт позволял быстрее искать и находить оптимальную конструкцию многих узлов и тут же пробовать их в действии.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
Говорят, что созданный в 1938 году рекордно-гоночный автомобиль с индексом ГЛ-1 расшифровывался как «Гоночная Лип- гарта первая». Если и так, то это реверанс в сторону главного конструктора, знак уважения к его дальновидности и решительности. Ведь ГЛ-1 стал первой советской гоночной машиной, разработанной и построенной автомобильным заводом, а не спортсменами-любителями в таксо-парках, гаражах или клубных конструкторских бюро.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
За базу был взят знаменитый ГАЗ М-1, вернее, при строительстве использовалось его шасси, "одетое" в открытый двухместный кузов. Крылья, подножки, фары — убрали все.
Проектировать гоночную машину А.А. Липгарт поручил талантливому конструктору, начальнику экспериментального цеха ГАЗа Евгению Викторовичу Агитову. Бывший боевой летчик царской армии, Агитов пришел на завод в сентябре 1929-го после окончания Ленинградского института труда и через полгода возглавил экспериментальный цех. А в сентябре 1933-го на должность главного конструктора ГАЗа был назначен приехавший из Москвы А.А. Липгарт. Он разглядел в Агитове незаурядного специалиста и сделал своим первым и единственным заместителем.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
На шасси серийной «эмки» Агитов поставил двухместный открытый кузов обтекаемой формы, который не имел крыльев, дверей, подножек и фар. Все это утяжеляло автомобиль и мешало достижению главное цели — установлению рекорда скорости. «Раздетая» машина стала весить ровно тонну вместо почти полутора тонн серийной «эмки». Штатный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М1 с экспериментальной головкой блока цилиндров был форсирован по документации Ford, которая к тому времени была досконально изучена и освоена на ГАЗе. Повышения мощности достигли за счет увеличения степени сжатия, числа оборотов и размеров клапанов. На мотор установили два карбюратора, а патрубки впускного и выпускного коллекторов отполировали изнутри.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
Эти меры привели к тому, что в отличие от штатного двигателя мощностью 50 л.с. его гоночная версия выдавала уже 65 л.с. при 3200 об/мин. Это был предел возможностей четырехцилиндрового силового агрегата. Большего, чем сумел сделать Агитов, от мотора M1 не добился никто. Первый официальный старт ГЛ-1 был дан в сентябре 1938 года на Житомирском шоссе под Киевом, на 11 Всесоюзных авто-мото-соревнованиях.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
На первенство СССР собралось более двухсот спортсменов из тридцати городов, правда, основной костяк составляли мотоциклисты. На своих автомобилях прибыли ленинградские автогонщики А. Герель, Г. Клещев и Г. Цветков, которые уже имели опыт участия в подобных состязаниях. На их счету были первые установленные рекорды. 24-летнему технику-испытателю отдела дорожных испытаний КЭО ГАЗ Аркадию Николаеву предстояло выступать на горьковском гоночном автомобиле. Обслуживанием машины на соревнованиях занимался механик Михаил Смирнов.

Агитов продолжал совершенствовать советский спорткар и в 1940 году автомобиль получил шестицилиндровый (3485 см') мотор ГАЗ-11.
Двигатель: число цилиндров: — 6, рабочий объем — 3485 см3, число карбюраторов — 2, клапанный механизм — SV, мощность — около 100 л. с. при 3600 об/мин; число передач — 3; размер шин — 6,50-16 дюймов; масса в снаряженном состоянии — около 1100 кг; база — 2845 мм; максимальная скорость — 162 км/ч; время прохождения 1000 м с места — 35,5 с.

В то же время в Европе, а точнее в Германии также шли работы по созданию самого быстрого гоночного автомобиля в мире. Сам Фердинанд Порше трудился над «Серебряными стрелами», вступая в жесткую конкуренцию с инженерами Mercedes.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
Пока на ГАЗе пытались преодолеть скорость в 147 км/ч, в Германии, недалеко от Нюрургринга, шли совместные заезды Autounion и Mercedes.

Заводским испытателем ГАЗ являлся Аркадий Николаев. На первом заезде в Киеве (1938 год) удалось достичь скорости 143 км/ч. В Москве этот испытатель разогнал машину до 147 км/ч
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
… Вторая Мировая война по-своему распорядилась ходом строительства гоночных автомобилей. Те несколько экземпляров ГАЗ ГЛ-1 , которые были созданы в 1938-40-х годах в качестве экспериментальных образцов, были уничтожены под теми или иными обстоятельствами во время Второй мировой войны. По одной версии, они были разрезаны на заводе, как и многие машины, не пошедшие в серию. По другой – уничтожены во время одной из бомбежек ГАЗа. А до серийного производства автомобиль не добрался по причине того, что еще не был доведен до нужного состояния.

После войны Аркадий Николаев реализовал себя как ученый. Он принял участие во многих секретных государственных проектах, самый яркий из которых – успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды.
ГАЗ-ГЛ-1 — первый советский гоночный автомобиль
Судьба же Евгения Агитова сложилась трагично. Проекты, над которыми он работал, были «заморожены» во время войны, и конструктор покончил жизнь самоубийством.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это Зара Холланд. Ей -- 20 лет. Ещё несколько дней назад Зара носила титул «Мисс Великобритания» и готовилась представлять свою страну на конкурсе «Мисс мира». Фото: Getty Images Теперь Зара на «Мисс мира» не едет: организаторы «Мисс Великобритания» корону у неё отобрали. Что же та ...
Вчера пообщался с одним незнакомым мне человеком который заставил задуматься. Говорили про кошерность и халяльность, по мне так это почти одно и тоже, но в разных религиях. И вот что удивительно, Россия какое-то место, где всё меняется. Вот татары они же мусульмане, но кушают лошадок, ...
Советую всем нашим подписаться на этот блог.  У нас с автором, конечно, взгляды  немного разные. Он хочет, чтобы  дебильные чиновники не разрушали государство, а мы за то, чтобы они его своей глупостью разрушали еще активнее, как это делал Распутин, например.  Только ...
Добрый день,котаны!На твинке давеча проверил Warpack,и запилил видео про эту хрень. Ошибки в монтаже прошу списать на руки из жопы.Сплошные звездные войны нахуй.Панамку приготовил. [ Чит на дружбомагию ] ...
Прекрасный мудак меня сейчас чуть не придавил сдавая задом с парковки. На что этому мудлану аш три зеркала заднего вида???!!! Он мне еще возмущенно так говорит: "Я же не вижу что сзади!" ...