Гартман о христианстве

топ 100 блогов gignomai04.02.2017 Христианство также не свободно от эвдемонизма. Его приносит вера в потустороннее. Сколь бы малым ни было ее христианское происхождение, раннее христианство все-таки приняло ее, а с ней и большую часть укорененной в ней морали потусторонности. Вечная награда и вечная кара ждут человека в иной жизни. Что он посеет здесь, то пожнет там. Доброму уготовано блаженство. В сравнении с ним исчезают страдания этого времени, но также и его ценности. Обесценивание посюсторонней жизни — обратная сторона телеологии потустороннего. Даже благость человека в этой жизни находит свою ценность лишь в бессмертии души и в ее определенности к жизни вечной.
Как ни поворачивай это учение, как ни рассматривай его в качестве внешней, исторически обусловленной формы, которая не затрагивает сущности христианской этики, морали любви к ближнему,— все-таки нельзя не признать, что для общей картины христианского мировоззрения оно глубоко характерно, проходит сквозь все его ведущие понятия, и может быть удалено из него только искусственным путем. Но точно так же нельзя оспорить то, что его основная структура эвдемонична, представляет собой эвдемонизм потусторонности. Можно сказать и больше: несмотря на социально-этические тенденции изначального христианства это — индивидуальный эвдемонизм. Не о спасении души ближнего должен заботиться отдельный человек, но в первую очередь всегда только о спасении своей души: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил. 2,12). Так как мораль любви к ближнему связывается с благами посюсторонней жизни, и с поведением человека в ней, то это не есть какая-то непоследовательность. Человек, заботясь о ближнем на Земле, одновременно заботится и о спасении собственной души. Если бы он хотел перевернуть это отношение и думал бы в первую очередь о спасении души ближнего, то ему в первую очередь была бы важна любовь к ближнему, которую бы испытывал сам ближний, а не собственная. Альтруизм в посюсторонней жизни есть одновременно эгоизм в отношении потустороннего мира. Здесь та точка, в которой христианин необходимо должен быть эгоистом и эвдемонистом на основе своей религиозной метафизики потусторонности.
Это не внешний придаток христианской этики, но самая ее суть. Человек ответственен перед Богом за свои действия, но только за свои собственные. Действия другого человека не зависят от его воления. Таким образом, заботиться он может только о собственном спасении.
Наиболее отчетливо эвдемонизм отражается в христианском аскетизме, анахоретстве, мученичестве. Стяжать богатства небесные является для христианина фактически важнейшей задачей в жизни, а отнюдь не только иносказанием. Даже Павлово оправдание через веру, противостоящее всей подвижнической святости и собственным заслугам человека, ничего в этом не меняет.
Гартман о христианстве

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Множество СМИ ломятся от сообщений, какая радостная, счастливая и безоблачная жизнь начнется в России с 1 июня. Одно из сообщений привожу практически полностью C первого дня лета россиян ждут множественные изменения. Они затронут ряд общественных аспектов, среди которых третий ...
Во -первых,привет всем. Крутыши,угадываем?) ...
Советская самоходная устанвока СУ-100 , подбитая на улице Себастьянштрассе, Берлин. Дебют этих боевых машин пришелся на январь 1945 года. СУ-100 показала себя грозным оружием, способным бороться с большинством немецких танков. Огневая мощь стала залогом долгой службы СУ-100. Прослужили ...
Что такое сталинская вертикаль власти? Это когда без Сталина никто не мог не только решать, но даже и касаться государственных проблем. Сталина нет, но вертикаль власти восстановлена, а вместо Сталина нынче есть Путин, без которого никто ...
Идея о том, что топор самостоятельно убивает старушек - безусловно понравилась бы адвокату Раскольникова. После чего его быстренько бы отправили в дом скорби. В компанию к тем, кто верит, что топоры изготавливаются исключительно для ударов по голове. Бюрократия и есть такой "топор" (или ...