Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2


Была на пресс-показе, посмотрела фильм.
Подробности и спойлеры под катом.
Все вы (или те, кто давно меня читает) знаете, что хотя я по-настоящему люблю только один фильм поттерианы – «Гарри Поттер и узник Азкабана» - и считаю его действительно ХОРОШИМ КИНО, но и во всех остальных я находила свунные моменты и вообще получала от них удовольствие. От каких-то меньше, от каких-то больше, но даже когда многие плевались и с презрением говорили, что франшиза загублена, я продолжала получать удовольствие. Предыдущий фильм мне так очень даже понравился, там было много прекрасных сцен. На мой невзыскательный вкус. И я очень, очень-очень-очень люблю и обожаю Беллактрикс, причем в исполнении Хелены Бонем Картер я ее люблю еще сильнее, и считаю, что так в мильён раз лучше чем в книжке, за что не раз бывала побита тапками истинных поттероманов (тапочки, правда, были пушистые и с помпоном, потому что поттероманы жалели нежную меня бить чем-то серьезным).
Так вот.
Теперь я присоединяюсь к хору плакальщиков.
Франшиза загублена. Вот этим последним фильмом.
Такого разочарования я не испытывала давно. Мне хотелось завизжать от возмущения и затопать ногами, когда фильм подошел к концу и я поняла… поняла, что мне ничего не покажут из того, что я хотела увидеть.
…Представьте себе репродукцию любимой вами картины.
Какой-нибудь сложной, со множеством деталей.
Ну, например, Беноццо Гоццоле «Шествие волхвов».

Представьте, что она смята, скомкана, брошена на пол. Склонившись, вы угадываете какие-то детали, частицы на тех участках смятой бумаги, которые вам видны. Вот пол лица золотоволосого принца в короне, вот голова мавра, вот задние ноги оленя, вот башня замка на холме, вот кусок кроны апельсинового дерева, вот участок дороги, ведущей в гору, а вот хвостик сороки… Вы знаете, как целиком выглядит эта фреска, вы узнали ее. Но вы не можете разглядеть ее целиком, как следует.
Вот примерно такое ощущение вызывает этот фильм.
Знаете, я думала, что фильм разделили на две части, чтобы как следует показать битву за Хогвартс (я видела ее в стиле битвы за Хельмову Падь из фильма Джексона) – я ведь так люблю эту сцену в книге…
Простите, цитирую из официального перевода, другого под рукой нет.
«— А теперь — Пиертотумлокомотор! — крикнула профессор Макгонагалл.
По всему коридору статуи и доспехи соскочили со своих постаментов. По стуку и треску над головой и под ногами Гарри понял, что то же самое происходит на всех этажах замка.
— Хогвартс в опасности! — воскликнула профессор Макгонагалл. — Охраняйте границы, защищайте нас, выполняйте свой долг перед школой!
С громом и скрежетом толпа движущихся статуй прошествовала мимо Гарри. Некоторые были меньше, некоторые больше натуральной величины. Среди них были и животные, а лязгающие доспехи потрясали мечами и размахивали медными шарами на цепях».
Я думала, что они захотят показать все трогательные моменты, все финалы сюжетных линий, ну вот возвращение Перси, и гибель Фреда, смеющегося в лицо смерти, и то, как Перси не может оторваться от тела брата, и то, как миссис Долгопупс уходит, чтобы присоединиться в битве к своему внуку, и то, как Тонкс убегает к Люпину… И особенно – вот эту сцену, которая меня добила бы, будь я – Гарри Поттер:
«И тут на него чуть не налетел Невилл. Вдвоем с кем-то еще он вносил в замок мертвое тело. Гарри вгляделся, и ему чуть не стало дурно: Колин Криви, несовершеннолетний, видимо, пробрался обратно, как это сделали Малфой, Крэбб и Гойл. Умерший казался совсем маленьким.
— Знаешь что, Невилл? Я его и один донесу, — сказал Оливер Вуд. Он поднял Колина на плечо захватом пожарного и понес в Большой зал.
Невилл на мгновение прислонился к дверному косяку и утер лоб тыльной стороной ладони. Вид у него был сейчас, как у старика. Передохнув минуту, он двинулся по ступенькам обратно в темноту — отыскивать других павших».
И сцену, где на Невилле поджигают шляпу…
И…
И…
Ну, в общем, ничего этого не было.
Не было величественной битвы за Хогвартс. Было бестолковое метание… беготня…
На полторы минуты марш каменных рыцарей, но это совсем не так красиво, как если бы все доспехи, статуи, горгульи – ВСЕ встают на защиту Хогвартса. Нету ощущение вот этого, что - ВСЕ. Ну, каменные рыцари. Красиво. Но их как-то мало и они не очень оказались достойными противниками для армии чокнутых УПСов.
Перси мелькнул на секунду среди семьи Уизли… Но что он ВЕРНУЛСЯ – непонятно.
Да там вообще… Мало что понятно. Если предыдущие фильмы можно было понять, когда ты прочел книгу, то этот фильм и после прочтения книги – с трудом. Авторы фильма очень далеко отошли от книги.
Зато в избытке длинные и нудные диалоги, с длинными многозначительными паузами, бесконечные крупные планы героев, и меееедленные взгляааааады… Я когда-то училась сценарному искусству. Я знаю, сколько места занимает в сценарии одна экранная минута. Так вот, если урезать все эти долгие крупные планы, уменьшить диалоги (все равно не нужные и ничего толком не объясняющие), убрать все простои в кадре – можно было бы, уложившись в то же время, снять все то, чем они пожертвовали. Все любимые мною патетические и сентиментальные сцены.
Даже моя любимая Беллатрикс… хм… Ну, она выглядит примерно такой же сумасшедшей, как моя любимая Друзилла в сериале «Баффи». Но, знаете ли, тут это как-то… Нет, она и раньше была сумасшедшая. Она и раньше была хулиганка. Она и раньше была прехорошенькая злобная пикси. Но теперь… Теперь она окончательно «с глузду двинулась». Совсем дурочкой смотрится. Нет, она все равно божественно прекрасна, но все же явно уже клиент для Мунго, а не для Азкабана… А кроме того, уж очень показано прискорбно, что она женщина несчастная, что она Лорда любит! А он ее – нет, гад такой… И убили ее нелепо. Да еще каким-то новым способом: попросту в прах развеяли.
…Они даже историю любви Северуса и Лили толком не рассказали!!! Как будто бы начали снимать красивый встроенный фильм и… и решили скомкать и его. Интересно сделали молодого Северуса. Видимо, что-то мощно налепив на лицо Рикмана. Но в остальных сценах гримеру руки поотрывать: Рикман выглядит так, словно его гримировали служители провинциального морга.
Что до хороших сцен…
Их, на мой взгляд, три, и все три – крохотные.
Первая – когда Снейп из окна какой-то из башен Хогвартса смотрит на учеников, которые маршируют внизу под надзором УПСов, причем хорошо так маршируют, словно в Хогвартсе все уроки заменили сугубо занятиями на плацу… Но – красиво.
Вторая – Хелена Бонем Картер чудесно сыграла ту сцену, где Гермиона притворяется, что она – Беллатрикс – коротенькая сценка, где Хелена-Беллатрикс выглядит нежной девочкой и видно, что под ее обликом душа Гермионы – талант, талант, никакой поганый режиссер не испортит талант! Разве что очень постарается.
Третья – Снейп идет по разгромленному дому поттеров и находит Лили. Ну, люблю я такое.
И все, пожалуй…
И даже вот в этой любимой мною сцене…
«— Я шпионил ради вас, лгал ради вас, подвергал себя смертельной опасности ради вас. И думал, что делаю все это для того, чтобы сохранить жизнь сыну Лили. А теперь вы говорите мне, что растили его как свинью для убоя…
— Это прямо-таки трогательно, Северус, — серьезно сказал Дамблдор. — Уж не привязались ли вы, в конце концов, к мальчику?
— К мальчику? — выкрикнул Снегг. — Экспекто патронум!
Из кончика его палочки вырвалась серебряная лань, спрыгнула на пол, одним прыжком пересекла кабинет и вылетела в раскрытое окно. Дамблдор смотрел ей вслед. Когда серебряное свечение погасло, он обернулся к Снеггу, и глаза его были полны слез.
— Через столько лет?
— Всегда, — ответил Снегг.»
…опять же чего-то не хватает. Какого-то надрыва. Она скомкана. Как репродукция фрески.
Но Снейпа достаточно, снейпоманкам будет раздолье поорать… и посвуниться. Наверное. Наверное, они смогут посвуниться, несмотря на…
А вот Люциус свое положение в этом фильме прекрасно выразил в диалоге с Вольдемортом:
- Люциус, как ты себя такого терпишь?
- Сам не знаю…
Ну, диалог не точный, но примерно так. Действительно, непонятно, как он может себя самого такого терпеть: небритого, грязного, опухшего, затравленного, и покрасоваться ему не дают, и позлодействовать не дают, ничего не дают, зачем вообще он там нужен - непонятно.
Люциус кончил плохо. Хуже, чем в книге.
Смотреть на него – скорбь.
Что бы еще хорошего наскрести?
Дракон понравился. Но это было закономерно. Его жалко. Он милый.
Ну, и профессор МакГонагалл, она неизменно прекрасна, я ее обожаю.
И еще вот сцена: все кончено, победа, Хогвартс в руинах, все радуются, что выжили, а на заднем плане Филч среди развалин подметает пол, а рядом пушистым шариком сидит миссис Норрис. Вот это радость, что эти двое выжили!
…Разумеется, все вышесказанное – мое сугубо личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Я не считаю, что я права и права только я. Может, фильм прекрасен и даже грим Снейпа прекрасен, а я просто чего-то не поняла.
Да! А Лаванду Браун съели. Она умерла. И это было хорошо, красиво.
|
</> |