рейтинг блогов

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

топ 100 блогов pink_mathilda06.06.2023 Ещё в декабре 2022 года в Реставрационно-хранительском центре Эрмитажа в Старой Деревне в Галерее костюма открыли экспозицию нарядов, составлявших гардероб Петра Великого. Выставка открылась в год 350-летия со дня рождения императора, а продлится она до конца текущего года. Забавно, но оказалось, что я дошла наконец до выставки буквально за пару дней до его очередного дня рождения — 30 мая.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Если кому-то удобнее читать в Дзене, ссылка: ТЫЦ.

Вообще Реставрационно-хранительский центр можно посещать только с экскурсиями, но в контексте данной выставки это даже хорошо: там много таких нюансов, которые без рассказа специалиста остались бы незамеченными. Ну а я попробую поделиться тем, что успела запомнить.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа
источник), из которой я собственно и узнала о выставке.

"При всем многообразии нарядов их цвета кажутся приглушенными и возникает вопрос: были ли они такими на самом деле или выцвели до наших дней и их не стали восстанавливать?

«Восстановить ткань до оригинального оттенка практически невозможно без грубого вмешательства, ее можно просто покрасить, — отвечает на вопрос «Фонтанки» Марина Денисова. — Крашение идет при высокой температуре в водном растворе. Понятно, что мы не можем опустить костюм, и даже деталь, в кипящий раствор красителя, — потому что покрасится не только сама ткань, но и вышивка. Поэтому мы не занимаемся восстановлением цвета как такового. Мы занимаемся сохранением предмета таким, какой он до нас дошел».

Интересно, что к траченным молью местам специалист применяет слово «инкрустация» — действительно, порой реставраторам приходится вставлять в сохранившуюся ткань маленькие кусочки — да так, чтобы никто не заметил соединения. А ведь при носке костюма одни места выцветают больше, другие — меньше.

«Наша задача, вставляя кусочки, подобрать для плеча — один оттенок этого цвета, для подмышки — другой, чтобы смотрелось единой тканью, — продолжает завлабораторией. — В этом сложность работы. Было очень много нюансов, много выкрасок цвета, но у нас благодаря дирекции прекрасная новая лаборатория, где есть все возможности работы и с костюмами, и со шпалерами, и с любыми тканями. Есть своя химическая лаборатория, которую мы пока еще оснащаем, но у нас есть уже возможность проанализировать цвет, определить цифровые координаты, подобрать рецепт и, самое важное, повторить этот рецепт при необходимости».

Ткани искусственно не состаривают: деградация материала не нужна, его сразу подбирают подходящего цвета и толщины. Но и это непросто: идентичные ткани сейчас уже не выпускают, приходится подбирать максимально близкие из того, что производят на фабриках.



Костюмы из узорчатого шёлка. Шёлк везли из Китая, безумно дорогой. Поначалу рисунок шёлковых тканей имел слишком большой раппорт (повторяющийся фрагмент узора ткани), и из-за дороговизны материала костюмы шили без подгонки деталей по рисунку. А некоторые более мелкие детали вообще могли выкраивать из ткани с другим рисунком, близким по цвету. Более доступной подгонка деталей по узору стала лишь после того, как раппорт начали делать более коротким.
В Европу из Китая поставлялось ограниченное число вариантов рисунков шелков. Но, оказывается, из тех 16-18 вариантов (точное число не запомнила, проклятый склероз!) половина(!!!) была в гардеробе у Петра. Что нам там писали в учебниках про простоту и скромность? Да он был крутой модник.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

На выставке представлена большая коллекция летних белых костюмов. Причём на фото не очень видно, но в переднем ряду рядом с двумя камзолами с цветной вышивкой соседний, однотонный — такой же вышитый, просто вышивка выполнена нитью в цвет ткани.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Снова детали кроя. Здесь видно, что на ткани объёмный рисунок. Это достигалось прокладкой тонкого шнура между верхней и нижней деталями и простёгиванием мелкими стежками. На фото дальше крупным планом будет чуть лучше видно.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

"Пушистые" детали — это тонкая льняная нить. Вот сегодня почему-то так не делают, а ведь красиво и необычно смотрится.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Французские костюмы. Около одного из красных видно тросточку. Тросточки у Петра были непростые: в них мог помещаться зонтик или подзорная труба.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Ещё одна цитата из той же статьи.

Камзолы в центральной витрине поражают качеством и обилием вышивки. Чтобы показать их, работу пришлось делать двойную.

«Это предметы, которые прошли реставрацию лет 40 назад, и тогда их реставрировали при помощи клея, — рассказывает заведующая научной лабораторией реставрации тканей Марина Денисова. — Та методика диктовала определенные манипуляции: костюм был распорот — где-то швы были очень серьезно повреждены в результате, разодраны. Этот костюм распороли на детали, каждую деталь отдельно наклеили и потом сшили. Но со временем клей стал стягивать, сделал ткань похожей на картон, швы были некорректно собраны, а где-то просто отсутствовали кусочки ткани, поэтому костюм деформировался, и мы провели вторую реставрацию».


Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Здесь слева (полосатый) — ещё один редингот. Скорее всего, он использовался как карнавальный костюм. Справа на фото виден резной шкаф. Ранее одежду было принято хранить в сундуках, и только во времена Петра начинают появляться шкафы. Внутри шкафов были только полки, одежда хранилась, как и в сундуках, горизонтально. Подвешивать одежду вертикально в шкафах придумали ещё позже.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

На выставке отдельное место занимает домашняя одежда. Это самая крупная коллекция домашнего мужского платья, сохранившаяся в каких-либо музейных собраниях в мире.

Фуфайки. Сегодня вполне отлично смотрелись бы как женские блузки. Некоторые из них простёганы: Пётр сильно мёрз и старался одеваться потеплее. Халаты, как видно, в большинстве тоже стёганые.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Халаты — в восточном стиле, изготовлены из привозных тканей — китайских, западноевропейских, с Ближнего Востока — об этом говорит и форма рукава.

Обратите внимание на голубой шёлковый халат с рисунком из виноградных лоз. Вообще экскурсовод рассказала, что на рисунке ткани ещё изображены тушканчики, но я, как ни силилась, не смогла их найти. А теперь вернёмся к шёлковому камзолу, который я показывала выше, и посмотрим внимательно на рукав:

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Рукав сшит из того же шёлка, из которого и халат. Это было сделано из-за дороговизны основного материала камзола. Вы можете сравнить на фото, насколько эти две ткани отличаются.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Вернёмся к халатам :-)

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Даже по домашней одежде видно, насколько прекрасный вкус был у её владельца.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

На переднем плане — личный шахматный столик Петра I.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Дадим ещё раз слово реставраторам.

«Когда работаешь с именной вещью, очень по-разному ощущаешь себя: с вещами некоторых хозяев — очень тяжело, а с Петром Алексеевичем не так: он настолько «приятен в общении»! — делится Татьяна Грунина-Шкварок. — И конечно, когда мы видим вот эту «изнанку», история оживает. Потому что никакие учебники не дают полного представления. Посмотрите на это многообразие цветов и изысканный вкус!

А мне осталось показать последнюю группу экспонатов: полный комплект одежды, в котором Пётр в мае 1724 года короновал свою супругу. От чулок и исподнего до нежно-лазурного костюма, изготовленного берлинскими мастерами специально для этого мероприятия.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

И даже сабля (прошу прощения за качество фото).

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Отдельно вышит даже орден Андрея Первозванного, учреждённый императором. На обороте ордена вышито имя мастера, его изготовившего.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Ходят легенды, что якобы вышивку костюма Екатерина не доверила никому и выполнила её сама. Но это неправда. Хотя небольшая вышивка, сделанная её собственными руками, на костюме всё-таки присутствует. Это вот такое незатейливое и кривенькое изображение короны на подкладке. Две латинских R по обе стороны означают Rex и Regina, король и королева.

Эта вышивка сделана не как украшение, а как оберег.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

После смерти Петра в 1725 году по приказу Екатерины была изготовлена его "восковая персона". Фигура была наряжена именно в этот коронационный костюм (см. изображение, висящее на стене на фото). Скульптура некоторое время находилась в "Императорском кабинете" Кунсткамеры. Сейчас она в Эрмитаже.

Гардероб Петра Великого: выставка из собрания Эрмитажа

Ходит легенда о том, что восковой император — живой. Время от времени он встаёт со своего трона и прогоняет пришедших к нему за неподобающее поведение.

На этом всё!
Очень рекомендую сходить и посмотреть на эту красоту лично, если у вас есть такая возможность. Выставка будет работать до конца декабря 2023 года, экскурсии проводятся по субботам (в 11:30 и в 14:00) и воскресеньям (в 11:30).

© Pink_Mathilda, 2023 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот  уговорил себя продолжить рассказ о Кольском. Как вы помните накануне ночью я и Алексей нормально так приняли на печень, в связи с чем, надеяться на то, что кто-то встанет на рассвете было глупо. Но я хоть и был пьян, будильник завёл. 2. Вопреки всем ожиданиям я проснулся. ...
Джо Байден сказал, что русский рынок акций «взорвётся» после открытия. Это было 12 марта, в тот день Московская биржа не работала, так как с 01 марта ЦБ решил приостановить торги. За три недели ЦБ расшил хвосты, разобрался с первоочередными делами и заново открыл биржу. Открытие ...
Это было 8 лет назад. Вышиванистый товарищ вещает следующее: "- Перспектива у нас нерадужная. Закарпатье- венграм и чехам, Галитчина будет Польше, восточная Украина будет под Россиею, западная Украина будет румынской... - Расколется Украина? - Да ее на карте не будет!" (Баян? было ...
Магистратура для будущих журналистов в ДонНУ стоит 13 000 гривен (около 1625 долларов) в год, а в Львовском национальном университете - 4 000 гривен (около 500 долларов). Инфа от студента, который учился в Донецке, а в этом году уехал во Львов. Поразительно, ...
Что запомнилось. 1. Извинения перед народом и "Беркутом" - правильно. Русские люди могут простить многое, если не всё - но надо иметь совесть и признать свою ...