Ганс Бауман. «Я шел с Ганнибалом»
pasha_popolam — 18.09.2022Я прочитал эту книжку когда мне было лет тринадцать, что и говорить книжка зашла на отлично. Древний Рим, Карфаген, слоны, мечи, когорты, сражения и т.п. милота. Хорошо что тогда не было педивикии.
Открываю. Читаю. Ганс Бауман (1914-1988) – член НСДАП с 1933 года, кандидат в члены СС с 1937 года, входил в состав руководства молодежной организации Рейха, входил в состав руководства Гитлерюгенда, с 1939 по 1945 служил командиром 501 роты пропаганды на Восточном фронте, являлся автором «Es zittern die morschen Knochen» - гимна Немецкого трудового фронта, в 1939 году по поручению Верховного главнокомандования вермахта издал сборник песен « Завтра мы маршем» — сборник песен немецкого солдата, в 1941году получил премию Дитриха Эккарта .за его приверженность национал-социализму, в 1945 бежал в западный сектор и содержался во французском лагере в Лангре, где благополучно «осознал и переобулся». Время проведенное в лагере Бауман потратил с большой пользой, существенно усовершенствовав свой русский и основательно ознакомившись с наследием мировой литературы.
Впоследствии Ганс Бауман стал успешным писателем для юношества и переводчиком. Он перевел на немецкий таких авторов как Иван Крылов, Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Анна Ахматова, Сергей Михалков, Юрий Коваль и других.
Свою повесть «Я шел с Ганнибалом» Бауман позиционировал как автобиографическую, наполнив ее собственными переживаниями от участия в политической жизни Рейха. Эпилог книжки полон горечи поражения и антивоенного пафоса.
Послевоенное творчество Баумана подвергалось жесткой фильтрации в ГДР и Союзе до 60-х годов, но после успешно издавались. Доказательство этому данное издание 1983 года.
Ганс Бауман «Я шел с Ганнибалом», издательство «Детская литература» в серии Библиотека приключений и научной фантастики, перевод Бурловой и Корицына, иллюстрации Сорокиной, твердый переплет.
Желающим книжку – писать в личку.
Юрий Герман. «Россия молодая»
Свой исторический роман «Россия молодая» Юрий Герман писал восемь лет, с 1944 по 1952 год. Начинался роман с пьесы написанной во время службы Германа на севере и поставленной в Архангельске в 1944 году. Роман писался на основе большой работы с архивами и описывает реальных персонажей времен русско-шведской войны.
Характерно что Герман писал не в тишине подмосковной дачи, а параллельно службе в агитационном отделе Северного флота и корреспондентом Совинформбюро. За годы службы Герман объехал все участки фронта, бывал в Полярном, Кандалакше и Мурманске, принимал участие в походах кораблей Северного флота.
Позже по произведениям дядьки были сняты такие фильмы как «Торпедоносцы», «Проверки на дорогах», «Дорогой мой человек», а еще до войны вместе с Герасимовым, Герман работал над сценарием «Семеро смелых». Однако в контексте сабжа нас интересует телесериал «Россия молодая» выпущенный в 1981-82 году. Девяти серийный фильм с Борисом Невзоровым, Фатюшиным, Старчиковым, Лапиковым и Александрой Яковлевой пользовался большой популярностью. Мне лично картина запомнилась больше работами актеров второго плана, а это на минуточку Олег Борисов, Плотников, Олялин, Стржельчик, Кузнецов и Леонид Харитонов.
Двухтомник Ю. Герман «Россия молодая», издательство «Правда» 1988 года в твердом переплете.
Желающим книжку – писать в личку.
Лажечников. «Басурман»
Третий исторический роман Лажечников, издал в 1838 году в Москве. Иван Иванычу было уже хорошо за сорокет и чтобы наконец закончить своего «Басурмана» он временно отошел от надзирания Тверских училищ (на которые и так давно забил) и уединился в своем имении Коноплино.
И пусть читателей не вводит в заблуждение фривольное название, Иван Иваныч вовсе не стремился написать пост-модернистский сюр, он изо всех сил старался написать реалистичное, правдивое историческое полотно из жизни Московии времен Иоанна III. Насколько ему это удалось, можно судить прочитав эту замечательную книжку. Со своей стороны могу только удостоверить, что Иван Иваныч в своем «Басурмане» не поступился своими прозападными взглядами, потому что он был вовсе не западником. Но с другой стороны, он не был и славянофилом, поэтому роман можно отнести к произведениям максимально сбалансированным в политическом плане.
Да, Московия у Лажечникова не «сияющий град на горе», но и неметчина далеко не идеал. Все вполне в контексте исторического периода. Особо выверено Иван Иваныч подошел к фигуре Иван Василича, нет в его описании излишнего идеализма, но нет и демонизации. Великий князь у Лажечникова просто фигура того масштаба которого и достойна как собиратель русских земель. Можно сказать что романы Лажечникова это вообще первые опыты русской литературы в области исторического романа, причем серьезного исторического романа, с проработкой множества деталей.
Не стоит конечно ждать от романа что-то подобное Толстому, Яну или даже Пикулю, все же первая половина 19 века. Романтизм, идеализм, и т.д. Очень сложная судьба Антона Эренштейна – немецкого лекаря приехавшего в Москву гасторбайтером и влюбившегося там в дочку боярина. Весь сюжет Иван Иваныч практически взял из двух строчек летописи: «Врач немчин Антон приехал к великому князю; его же в велице чести держал великий князь; врачева же Каракачу, царевича Даньярова, да умори его смертным зелием за посмех. Князь же великий выдал его татарам… они же свели его на Москву-реку под мост зимою и зарезали ножем, как овцу».
Вот практически и все, но как же Иван Иваныч всю эту историю раздул и разукрасил. Не хуже чем Спилберг свой знаменитый фильм «Триста спартанцев». Текст просто пестрит старорусскими оборотами, фольклором и деталями быта. «Первого кто осмелится громко роптать, …великий князь московский пожаловал – построил ему на перекрестке дорог высокие хоромы на двух столбах с перекладиной».
В общем, принято сравнивать Лажечникова с Вальтером Скоттом, но тут я объективно за Иван Иваныча. Вальтер Скотт совсем уж как-то несерьезно.
Книга издтельства «Правда» 1986 год, предисловие Н. Ильинской, иллюстрации А. Николаева. Мягкая обложка.
Желающим книжку – писать в личку.
Два шикарных издания Пушкина издательства «Детская литература» 1984 и 1989 года, с иллюстрациями Конашевича. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и прочие осторосюжетные триллеры богато оформленные яркими комиксами, послужат к развитию фантазии, вкуса и патриотизма у ваших мелких отпрысков.
Желающим книжку - писать в личку.
Продолжение следует…