Галопом по европам

Довольно много внимания уделено Т-44, правда, при этом начисто забыта история предшественников - Т-34М и Т-43. В результате получается, что поставили торсионную подвеску, и сразу опа - и мотор поперек удалось разместить. Казалось бы, а почему раньше так не получалось. Очень технично обойден вопрос, почему же Т-44 не попал на войну. А не попал он туда, потому как уровень надежности был крайне низок, поскольку требовалось время на освоение танка, да и сам завод еще не до конца восстановили. Поэтому реальные поставки в войска начались только в апреле 1945 года.

Т-44, по мнению авторов программы, появился ВДРУГ.
Довольно забавно слышать краткую историю про M26 Pershing. Заявленных 32 тонн там не было и в помине, просто кто-то забыл сказать, что данный танк разрабатывался с 1942 года. И вот там да, постепенно росла броневая защита и вооружение, а вместе с ними и масса. Классификация как тяжелый танк совсем было не для поднятия боевого духа - броневая защита Heavy Tank T26E3 была примерно равна, по крайне мере спереди, немецкому Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Ну а боевая масса составила около 42 тонн. Почему американцы не могли его назвать тяжелым танком, если по вооружению и броневой защите он практически именно оно? Тут другой вопрос, что перегрузили свои средние танки, что англичане Centurion, что немцы Pz.Kpfw.Panther. В итоге M26 Pershing стал средним танком. Поэтому про "поднятие духа", извините, какая-то ересь.

Heavy Tank T26E3 по тогдашней классификации вполне был тяжелым танком.
К чему претензий нет, так это к части по ИС-3. А вот что касается ИС-4, то есть большая недосказанность. Во-первых, надо было упомянуть, что Объект 701 разрабатывался еще до ИС-3, причем военные поначалу были против постановки ИС-3 в серию. Во-вторых, ИС-3 сняли с производства летом 1946 года под соусом "сейчас быстро запустим в серию ИС-4". С производства ИС-3 сняли, а вот ИС-4... на производство он вставал ОЧЕНЬ тяжело. Фактически ЧКЗ схватился за ношу, которую осилить не мог. Что-то похожее на серию появилось только в 1948 году, при этом машина, как правильно указано, требовала доработок. Боевая масса при этом достигла 60 тонн резервов для модернизации не осталось.

История ИС-4 оказалась недосказанной, да и то, почему ИС-3 модернизировали два раза, как-то в программу не попало.
Естественно, не обошлось и без ИС-7, той самой машины, что часто преподносят как танк-революцию, лишь по стечению обстоятельств не ставшей серийной. Между тем, в истории ИС-7 не всё так гладко, как может показаться. Помимо того, что известный всем танк - это уже вторая итерация, так еще и даже машина 1947-48 годов выпуска государственные испытания не выдержала. Она прошла 1650 километров из 2000, боевая масса была чуть выше расчетной, а средние скорости, наоборот, ниже. Двигатель на высоких скоростях имел тенденцию к перегреву. Больше того, из переписки следует, что серийные танки должны были иметь ряд отличий от того ИС-7, что проходил испытания. В общем, образец №3, что ныне стоит в Кубинке, был отнюдь не финальным вариантом танка. А еще его цена была запредельной - более 3 миллионов рублей за штуку. Одним словом, причин, по которым программу ИС-7 прекратили, было больше, чем оно кажется.

Недосказанной оказалась и история ИС-7.
Еще один пункт, который традиционно "пропал" - это чем занималась у нас танковая промышленность во вторую половину 40-х годов. А вот там много чего интересного. Например, ИС-7 - не единственный тяжелый танк, который в то время проектировался. Много было идей и по тяжелым САУ, причем у "Крыльев России" был шанс получить эксклюзив. Вместо этого просто выкинули. Ну значит 100-тонный танк с газотурбинным мотором на 2000 лошадей пока полежит на полке, как и все те проекты тяжелых САУ, что у нас разрабатывали. Ну и про 40-тонный Т-64 с 800-сильным оппозитом тоже потом. Собственно, постановление февраля 1949 года не на пустом месте появилось. По итогам от всего бардака, что у нас творился, осталась только история Т-54 обр.1946 года. Куцей получилась и история ПТ-76, там "забыли" рассказать, что ЧКЗ занялся данной машиной после того, как завод №112 завалил программу плавающего танка Р-39.

Про разработки второй половины 40-х также авторы посчитали ненужным рассказывать.
В целом стоит сказать, что нестыковок в пятой серии поменьше, тем не менее, и она является довольно "порезанной". Получилась куцая история русского танка. Остается только удивляться, почему авторы не смогли воспользоваться потенциалом, который был, и сделали то, что получилось.
|
</> |