Галицкий иконный авангард. Первые впечатления
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Даныло Мовчан.](http://s19.radikal.ru/i192/1203/f1/e3f589968769.jpg)
Собственно, различное восприятие иконы в восточном и западном христианстве, это отдельная тема. Пока стоит лишь отметить важное различие - на западе икона это прежде всего "живопись на религиозную тему", а не отражение Первообраза. И это многое объясняет. То, что для православного может быть неприемлемым, даже кощунственным - для католика таковым может и не являться.
Так вот, возвращаясь к галицкой иконе, хочу сразу отметить, что речь пойдёт не об иконе которая творится в западном регионе Украины, а именно об особом течении, которое я условно в заголовке назвал галицким иконным авангардом. Обобщать наверное ещё рано, но определенные тенденции уже нарисовались.
С одной стороны наблюдается тяготение именно к "авангарду", с другой стороны, наблюдается попытка найти истоки на своей почве, что чаще всего проявляется в подражании галицкому деревенскому примитиву разных эпох и локаций. Это направление самими его творцами рассматривается, как прогрессивное в сравнении с иконописцами, работающими в традиционной манере и даже противоставляется им.
Со стороны, в принципе трудно здесь увидеть что-то принципиально новое. В том же направлении например работал недавно умерший польский художник Ежи Новосельский (также из греко-католиков), кто не знаком с его творчеством, прошу сюда. То есть, то, что преподносится, как "последнее слово в иконописи", в действительности является повторением того, что делал Новосельский ещё в 60-х годах.
Можно было бы поговорить о детской болезни роста, с надеждой, что данное направление перерастет свой подростковый период и разовьется в нечто более глубокое и продуманное. Однако из общения с носителями данного живописного направления складывается совершенно обратный вывод. Разумеется, это мое сугубо субъективное ощущение. Разумеется можно тысячу раз говорить, что личность творца нужно отделять от его творчества. Но на сегодняшний момент я увидел следующее:
Самооуверенность на фоне узости кругозора. Попытка придать своему локальному направлению значение всеукраинского масштаба (если не более). Игнорирование иных тенденций в иконописи. Агрессивность и нетерпимость к чужому мнению. Полное неприятие критики (все несогласные получают клеймо "москаля"). Пафос и отсутствие самоиронии.
Для начала представлю работы, самых аргессивных персонажей из тех, с кем пришлось общаться.
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://s018.radikal.ru/i514/1203/ac/f5adab2142ec.jpg)
Данило Мовчан. "Святая Параскева". 2005
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://s019.radikal.ru/i619/1203/a7/6795f77825b7.jpg)
Даныло Мовчан. "Изгнание Адама и Евы из рая". 2011.
(интересно отметить красные квадратики на гениталиях прародителей, наподобии тех, что возникают в углу телевизионного экрана при показе фильмов "для взрослых")
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://s019.radikal.ru/i603/1203/cb/c1d818a8a1b5.jpg)
Даныло Мовчан. "Синее Распятие". 2010.
(есть ещё и зеленое). Это изображение произвело на меня пожалуй самое сильное впечатление. Это не икона распятого Христа, это образ трупа Христа.
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://s017.radikal.ru/i420/1203/f6/d463514284e5.jpg)
Даныло Мовчан. "Святой Онуфрий". 2006
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://s019.radikal.ru/i624/1203/22/a1bf27d5a2ca.jpg)
Дмытро Гордица. "Малая Панагия". 2005
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://s019.radikal.ru/i607/1203/9e/19b878ff094d.jpg)
Дмытро Гордица. Благовещение V. 2003
![Галицкий иконный авангард. Первые впечатления](http://i073.radikal.ru/1203/6f/6bf73058e6fb.jpg)
Дмытро Гордица. "Богородица - заступница рожениц". 2008
Будем считать, этот обзор пилотным. Продолжение следует...