Гадюка
goromed — 23.04.2024
Конечно, в немногих точных деталях истории этой, я могу и путануть:
если так уж нужна точность то лучше спросить в самой Орловке, у
Виктора Николаевича, местного краеведа. Помню лишь особенно сильный
ветер: и неудивительно – ведь их могила в поле, прямо над селом. И
(если не показалось) – слева от могилы небольшая просадка, чуть
заметная – но все же…
Гадюкино место.
***
1919 год потряс васюганскую глухомань: погибали тогда в Орловке
по-разному, и по быстрому, и по небыстрому (что было гораздо
страшнее), но могила нашлась на всех одна – вот тут, в высшей точке
села. Точнее – уже за его окраиной. «Красные могилы» стали тогда
скорее своеобразным святилищем, чем захоронением: обрядом, знаком
отличия, традицией, почетным правом, чем банальным «объектом ЖКХ».
Марсово поле, Красная площадь … Всем известно, что традиция
«некрополя нового мира» продолжена именно в Москве, но мало кто
знает - как то в начале тридцатых хмурые люди с лопатами подошли и
к могиле орловских партизан: внезапно возникла необходимость
развить и наш, сельский некрополь «борцов за власть советов».
Этого борца нужно было похоронить именно здесь – в этом сомнений не
было не у кого.
***
Последняя из бабушек, кто знал ее фамилию, давно умерла, но Виктор
Николаевич еще застал её: краевед все сокрушается, что так и не
собрался поговорить, записать. В таких делах нельзя медлить.. А без
– фамилии осталась только легенда: легенда о «женщине в желтом
платке». Но сегодня достаточно и легенды.
...Сто лет назад — «настоящая Сибирь»: минус пятьдесят зимой, летом
- гнус, хмурые мужики, забитые бабы, босые дети: более 200 км до
ближайшей железнодорожной станции – дорога занимает неделю,
болотами. Вокруг – реликтовые лиственницы: Гадюка появилась здесь
уже после гражданской, и кто ж её знает – откуда. Собственно
говоря, осталось лишь три детали: желтый платок, некие «заслуги
перед Советской властью» («под Петроградом партизанила»), ну и сама
причина – ее мужчина. Именно здесь, в таежной деревне нашла Борец
свое женское счастье. Женское счастье тогда было особо сложным:
потрясения поубавили российских мужичков, за счастьем приходилось
ехать и в тайгу. Рисковать…
Она рискнула. «Желтый платок»» появилась в Столбовке (была
неподалеку от Орловки такая деревенька): не знаю, что она делала
там. Работала учительницей? Возможно. Грамотные были наперечет.
Насаждала ли новый быт? Хм, но тоже вполне себе… А, достоверно
известна еще деталь: именно сюда к братской могиле партизан водила
она экскурсии местных ребятишек. Русых, вихрастых, босых, но –
внимательных…Рождалась пионерия: .
Однако новый быт быстро пришел в противоречие со старым: ее женское
счастье таило в себе ее погибель. У «мужа из тайги» были свои
взгляды на быт «женщины из Петрограда» - он посчитал, что поведение
замужней женщины должно быть более строгим. Нравы – жестки, решения
– просты: взяв бритву, он перерезал ей горло. Прямо в доме.
..Где ее похоронить? В этом сомнений не было ни у кого.
***
Сомнения были вот в чем: а как так сказать «оформлять»? Кто она?
Как подписать? А потом решили: фамилия или имя там – это же все
частное. В новом мире все будет по иному – пока помнят. А остальное
– частности. Бог своих знает: для коммуны мы все – едины.
Захоронение не стали даже обозначать.
***
И вот так вот: гимназистки румяные, ночной Петроград и экипажи,
Нева и потертые томики доктора Фройда, Блок и тьма Великой Смуты,
Корнилов и отряды Юденича, прокламации Троцкого, ночные перестрелки
на станции, гудки составов, мерцание в ночи одинокого фонаря… Её
Вера и их Новый Мир.
Мир неожиданно оказался старым.
А ветер здесь – и впрямь силен: гнет и гнет черемуху к земле, и
бьет и бьет черемуха земные поклоны. А потом опять – стоит, цветет,
всем на диво…
P.S (ну, я немного переживаю, что среди моих читателей не все
читали бессмертное произведение А.Н. Толстого (хотя оно вроде бы
входило и в школьную программу), что так сказать немного мешает
восприятию…Но тем не менее уверен, что многие и читали…)