Fundamentum

Рискну утверждать, что, начиная что-либо основательное, сначала закладывается основание. Так поступали строители и при возведении храмов Древнего Египта, и при создании шедевров архитектуры итальянского Возрождения. «Из всех ошибок, происходящих на стройке, наиболее пагубны те, которые касаются фундамента, так как они влекут за собой гибель всего здания и исправляются с величайшим трудом» (Андреа Палладио, 1508 – 1580). Кто и почему решил все поменять?
В мире науки существует триада, все части которой неразрывны и друг без друга не живут. Это фундаментальная наука, прикладная наука и инженерные «приложения». Если попробовать что-то отменить, тогда и «Циркон» не полетит, и пенициллина не будет. А в культуре будет? Нет, не будет! Уберите основание и тогда «гибель всего здания», и «исправляются с величайшим трудом». Отбросив фундаментальную культуру, мы стали жить по навязанному извне принципу: «умри ты сегодня, а я – завтра». Забыв об основах, мы вообще жить не сможем. Надо ставить все обратно, на ноги, на фундамент.
За последние несколько десятилетий «глобалисты-западники» огнем и мечом прошлись по нашей культурной традиции, едва не полностью выжгли поляну, подкопали основание. Фундаментальная культура исчезла. Не должны у нас больше появиться новые Андрей Рублев, Ломоносов, Воронихин, Пушкин, Врубель, Чайковский, Шмелев, Цветаева, Дейнека, Сарьян, Шостакович. Вырождается и прикладная культура, а инженерия практически полностью имплантирована из Голливуда. Инженерия смерти сознания, смерти нашей культуры.
Слабые ростки жизни иногда пробиваются под сенью Русской Православной Церкви, но государство их не замечает, хочется верить, что пока не замечает. Как бы красиво не звучали отчеты нашего Минкульта, в медиа по-прежнему лидируют блогеры миллионники, которые по-прежнему кормятся в их Госдепе. Извне и мода на культурно-развлекательные пространства типа того же ГЭС-2 (Москва) или Новой Голландии (СПб). Вот так - развлекательная культура! Entertainment? Нет, русская культура не развлекательная, она воспитательная. Придется снова поставить все по местам, корни в земле, крона в небеса. Заберите, пожалуйста, обратно своего Фабра и Фишера, заберите себе балет Серебрянникова «Нуреев», а нам верните Сашу Соколова, великого мастера русского слова и русской мысли, которого у нас украли инженеры смерти души человеческой.
Сегодня, когда к нам пришла война, и когда черное опять черное, а белое – белое, вопрос выживания требует непременного ответа, государство обязано, наконец, обратить внимание на культурную триаду: фундаментальная культура, прикладная культура и ее актуальные форматы (инженерные приложения) в сознании народа. Имитация не работает, гламур не жизнеспособен. Перед Великой Отечественной 1941-1945 годов Эйзенштейн снял фильм о победе над псами-рыцарями на Чудском озере. Сегодня нам нужен новый «Александр Невский»!
|
</> |