Full metall jacket


"Я спросил: "До Соловца километров десять?"
-Да, - ответил горбоносый. - Или немножко больше. Дорога, правда, неважная - для грузовиков.
- Дорога вполне приличная, - возразил я. - Мне обещали, что я вообще не проеду.
- По этой дороге даже осенью можно проехать.
- Не всякий поехал бы по такой дороге на своей машине.
- Я бы поехал, -сказал я.
- А, так это не ваша машина, - догадался горбоносый.
-Ну, откуда у меня машина! Это прокат. А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту?
Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.
Мы поговорили о машинах и пришли к выводу, что если уж покупать что-нибудь,
так это ГАЗ-69, но их, к сожалению, не продают."
"Понедельник начинается в субботу", Стругацкие.
УАЗ был всегда. Несколько поколений советских и постсоветских граждан выросли с этой мыслью и в этой реальности. Более того, во многих уголках нашей необъятной именно "козлик" остается единственным доступным способом передвижения.
И вот ему пришел конец.
01.
С детства знакомый автомобиль заканчивает свой жизненный цикл. Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы еще несколько десятков лет будем встречать козликов/бобиков на дорогах России и Азии, но все реже и реже. Новых автомобилей больше не будет.

02.
Сорок три года назад на смену устаревшему ГАЗ-69 пришел новый комфортабельный внедорожник УАЗ-469. Его не продавали частникам, но количество машин на дорогах было по тем временам огромным. Военные модификации честно служили в войсках, в колхозах на козлах возили директоров и агрономов, милиция на бобиках патрулировала улицы и трассы, даже сельские фельдшеры не всегда ездили на таблетках предпочитая иногда 469-й.

03.
Я помню, как к моему другу на дачу приезжал дедушка на УАЗике классического песочного цвета. Дедушка был не последним человеком в науке и мог себе позволить иметь внедорожник. Сколько часов мы провели в этой машине одному богу известно. Мы представляли, как едем в путешествие, преодолеваем препятствия, форсируем реки и берем перевалы. За рулем менялись по очереди, поэтому ехать могли долго :)
Я до сих пор помню запах брезентовой крыши и духоту, которая стояла в машине, хромированные и вечно опавшие ручки дверей и защелку форточки, торчащий из частокола рычагов ручник как на грузовике, который нам нельзя было трогать не при каких обстоятельствах... Огромный руль в белой оплетке мы крутили только в пределах люфта, что тоже было немало :) А когда в один из дней дедушка Вити снял брезент и превратил машину в кабриолет...

04.
Прошло тридцать лет, я снова в УАЗе, снова за рулем. Я немного изменился, повзрослел, машина тоже уже не та, новая.

05.
На грани веков на замену 469 пришел 3151 Хантер. Это как раз тот редкий случай, когда машина вместо косметического обновления практически полностью изменилась в механической части, оставив внешне все как было.
Откровенно неудачное английское название Hunter в обиходе тут же было переделано на русский Гюнтер.

06.
В то время я интересно и чрезвычайно увлекательно проводил время в Российской армии. Нам как раз прислали новую командирскую машину взамен козла и можно было ее всю облазить и обсмотреть. Внешне их отличали решетки радиатора, ручки дверей, бампера, колпаки колес и дворники. Вроде все. А, кнопки открывания капота еще.
Внутри отличия так же были минимальны. Новая машина сильно уступала старой в комфорте. Ну вы понимаете, в старой была бархатная обивка потолка и дополнительный слой тепло- и звукоизоляции из синего одеяла, крутая оплетка руля, синяя подсветка приборов и "писалок", богатые брызговики... Ну и еще по мелочи. Машина-то военная :)

07.
Кардинальным отличием был двигатель. Инжектор! Теперь уже сложно было списать лишние пару литров на неотрегулированный карбюратор. Не помню, что там было с мостами. А! Подвеска! Рессоры были выброшены на свалку истории и на смену им пришли пружины.

08.
Тот автомобиль, что я взял на тест тоже уже другой. На нем стоит мотор ЗМЗ-409, развивающий 128 лошадей. К сожалению, от дизельного варианта отказались вообще.

09.
Корейская коробка передач, гидроусилитель руля, нормальные дворники, чек-инжин на приборке. Да в эту машину уже и девушку можно пригласить!

10.
Совершенно не хотел делать классический обзор, но вдруг для кого-то станет откровением внутренности бобика? Кстати, бобиком его прозвали за этот взгляд.

11.
Поехали!
Максималка Хантера гуляет возле 130 км/ч. Я разгонялся до 120, но это некомфортно, страшно и разорительно. Учитывая расход от 15 и больше литров на сотню 92-го бензина и маленькие, всего в 72 общих литра, баки, отжигать по трассе на все деньги смешно и глупо. Комфортная скорость примерно 90-100 километров в час по спидометру. Основа наших ПДД писалась как раз тогда, когда на дороги (или на то, что тогда называлось дорогой) выехали эти новые комфортабельные авто повышенной проходимости.

12.
На удивление, скорость действительно комфортна и на машине можно вполне спокойно ехать. Нет, не подумайте, что пересев из Фокуса или даже, прости господи, Лексуса вы спокойно выедете на дорогу и поедете не спеша в сторону заката. Нет. Это все еще две тонны сплошного металла и из всех приблуд на нем только гидроусилитель руля.
Но машину не кидает, не переставляет, прыгает на неровностях она не больше остальных рамных мостовых. Да, в нем нельзя поговорить по телефону или написать СМС, но это нельзя делать в любом автомобиле, правда по другим причинам.

13.
В городе мне на нем даже понравилось. Совершенно неожиданно. Во-первых, у машины есть капот. Даже нет, КАПОТ! Его видно не только окружающим, но и водителю. Мне этот факт просто доставляет эстетическое удовольствие. Во-вторых, у машины отличная связка двигатель/коробка/масса. Со светофора зеленое страшное легко делает поток, правда метров через двадцать особо упорные догоняют уазку и пытаются откуда-то снизу заглянуть в салон. Разгон с нуля до, примерно, пятидесяти весьма бодр, передачи только успевай переключать, дальше уже все уныло и медленно. Не спорт-кар короче.

14.
На грунтовках и несложном бездорожье Хантер герой. Это его стихия, под эти условия его и разрабатывали. Я честно не знаю, на чем будут ездить в России лет через десять. Дороги, конечно, строят, но между трассами по прежнему картинка примерно такая.

15.
Намеренно ничего не говорю про хорошее бездорожье. Он поедет и даже, может быть, проедет. Но я не погнал его в говна. Мне его стало жалко. Может быть я становлюсь излишне мягким, но я не поехал по интереснейшей старой дороге на Верею. А может быть просто не было второго автомобиля или военнослужащих рядового и сержантского состава в прямой видимости. Должен же был меня кто-то вытащить, если бы вдруг наступило "назад 500, 500 вперед"?

16.
Вместо этого я выпрыгнул из колеи в место посуше и освободил ее для более дерзких. Кстати, таковых не нашлось, все грибники и охотники на джипах остались в полукилометре раньше.
И устроил небольшую фотосессию.

17.
Начнем с багажника. Для начала его надо освободить от мангуста. На этом Рики-Тики-Тави я потом поеду дальше на разведку.

18.
Багажник вполне себе багажник. Ну я просто не знаю, что там в них возят? Грузоподъемность машины почти 700 килограмм, это 15 пресловутых мешков картошки или пара тушек кабанчиков или лодка с мотором, палатками, шмурдяком и едой на пару недель. В принципе, при сложенных задних сиденьях все это влезет. Ну а не при сложенных все равно остается довольно большой багажник. Спинки сидений складываются 40/60, но вперед сиденья откидываются только полностью. Крепятся к полу двумя барашками. Наверное, при необходимости проще вообще их снять, дел на пять минут и один гаечный ключ.
Задние места укомплектованы тремя ремнями безопасности! Без преднатяжителей, но сам факт!


19.
По бокам в арках спрятались кармашки для мелочевки. Домкрат можно спрятать, к примеру.

20.
Картинка про погрузочную высоту.

21.
Места для задних пассажиров много. Между передним и задним рядом сидений нет никаких препятствий и есть шанс, что теплый воздух из печки будет хоть немного доставать до пассажиров. Ну вы поняли, в чей огород камень :) Посадка в уазик все та же, боком. Я бы сказал, что это неудобно, если бы не видел сам, как туда сигают дородные тетки за центнер весом. Все удобно, лучше чем пешком идти.

22.
Запрыг на водителькое место все тот же. Левую ногу на подножку, руку на руль, вторую на дверь и боком тушку внутрь. За теплой ламповой войлочной обивкой спрятался потайной карман. В нем можно хранить... Да все что угодно в нем можно хранить.

23.
Салон в стиле "чтоб никто ничего не сломал!" Да, представьте себе, в машине нет радио и я как заправский тракторист ездил с транзистором. Нормально, только антенна иногда мешает и соседи по ряду оборачиваются.
Понравились тормоза и, как ни странно, коробка. Она на ходу издает какие-то звуки, третья втыкается с металлическим ударом, но а что вы хотели? Это живой организм. Зато числа подобраны на отлично и машина неожиданно резво едет. Нет вибраций на ручках КПП и раздатки! Вообще!

24.
Внимание на этой машине вам будет обеспечено всегда. Кто-то на такой служил, кто-то несколько лет работал, у чьего-то отца был козел в деревне, кто-то купил в довесок к гаражу...
Единственный человек, который меня действительно удивил, это моя пожилая соседка по подъезду. "А чего это, -говорит, - за машина такая интересная? Никогда таких не видела. Со скрипичным ключом... Музыкантов возишь?" Ну это она откровенно прокололась. Я всегда знал, что она агент Госдепа и собирает информацию о гражданах России.

25.
Эргономика водительского места, эээ, эргономика... Да. Ребят, это УАЗ. По современным меркам это вообще не может ездить. Тут даже кондиционера нет. Высокое расположение педалей, тугая работа, сплошная резина и металл. Но если вспомнить, что в этих машинах ездят в сапогах и валенках не снимая варежек и шапки... Нет, ну правда. Человек легко ко всему привыкает. У меня никакого шока не было. Сидушка двигается, спинка регулируется. Педали да, высоко. Особенно это неудобно в пробках, когда левая нога просто зависает в воздухе. Но я привык и дня через три лихо вписывался в узкие повороты и стартовал со светофоров не чувствуя никакого дискомфорта.

26.
Панель приборов немного изменилась. Расположение по-прежнему ближе к центральному. Спидометр теперь с цифровым одометром, контрольные лампочки спрятаны в два блока. Уровень топлива, температура ОЖ, давление масла и зарядка аккумулятора - классика. Переключатели ниже тоже те же, просто посовременнее. Жаль, не восстановили на юбилейной серии аутентичные включатели стеклоочистителей. Это когда пипка на себя выдвигалась, как подсос.
Куда-то дели часы и подсветку для штурмана...

27.
Замок зажигания перекочевал на левую сторону кожуха руля. Честно говоря, кожух такой, что лучше бы его вообще не было. Подрулевые переключатели переключают, сигнал сигналит. Подушек безопасности нет :)
Машину все еще можно превратить в кабриолет. Уйдет на это времени больше, чем на версию с мягкой крышей, но резать ничего не придется и даже лобовое стекло все еще можно будет откинуть. В двери образовался приятный бонус в виде подстаканника.

28.
Кондиционер.

29.
В жару в машине очень душно, но только пока стоишь. Когда едешь достаточно открыть половинку в передней двери и по диагонали половинку в задней. Я научился очень точно контролировать поток воздуха и направлять его перед лицом, сбоку за головой или вообще на проветривание в обход пассажиров. Постиг дзен :) Но в летних пробках это душеубка... В дождь, кстати, тоже ничего хорошего. Стекла запотевают со страшной силой и помочь может только рулон туалетной бумаги.

30.
Свет. Он как бы есть. Номинально.

31.
Еще недавно Хантеры комплектовались страшными пластиковыми бамперами. К счастью, на последний выпуск вернули металлические бампера с родными взгляду крюками, но вместе с пластиком ушли в никуда и противотуманки. Мне кажется, они хоть что-то освещали.

32.
Дадада, стопочки, которые всегда с тобой :)

33.
Это отличный автомобиль за свои полмиллиона. У него просто нет конкурентов и с его уходом эта ниша в нашей стране ликвидируется. Главным недостатком с которым боролись все без исключения кроме самого завода было качество. Даже покупая новый автомобиль человек, по старой доброй традиции, ехал в сервис или гараж на переборку, протяжку, подкрутку, регулировку и превентивную замену практически всей машины. Наверное, что-то изменилось, но не так явно, как хотелось бы.
Кто придумал сделать зеркала на таком крепеже, что они трясутся на любой скорости и складываются от ветра? Они возвращаются потом в исходное положение, но на скорости в восемьдесят правое зеркало у меня было практически нерабочим и даже смотря в салонное и оглядываясь назад я чуть не перестроился в Газель. Почему на практически новой машине не работает четыре лампочки? А когда я ее сдавал прямо в руках приемщика умерло реле поворотников. А если копнуть глубже...
Но это все еще чинится в гараже или поле подручными материалами. Это все еще утилитарная машина.

34.
"И что вы все в нем находите?" - спросил меня приемщик, когда я сдавал машину. Трудно ответить на этот вопрос. Это история, это часть жизни, это настоящий железный автомобиль без всяких полутонов. Он возвращает нас в те славные времена, когда водитель был не пресловутой прокладкой, давящей на педальку и нажимающей кнопочкии климат-контроля, а Водителем с большой буквы. Профессионалом, крутящим баранку и знающим автомобиль наизусть.
Жаль, что Минобороны больше не включает уазик в свои заказы. Я так понимаю, именно отсутствие заказов от Вооруженных Сил и явилось причиной снятия модели с производства. Не представляю, на чем теперь будут ездить в армии.
А ведь могли оставить штучную сборку под заказ. Уверен, что любителей цельнометаллических машин нашлось бы достаточно, посмотрите хотя бы на опыт ирбитского завода Уралов.
А я надеюсь еще не раз встретиться с бобиком. Пусть не новым, пусть не юбилейным, но родным и знакомым с детства.

Если вдруг надумаете завести верного друга,бобики по бросовой цене живут здесь.

|
</> |