Военный фотограф


«Да чего он фотографирует? Двор, ага! А то я не знаю этих объективов!"
Странно было услышать это от женщины в обычном старом бакинском дворе. Оказалось, что это не обычная женщина, а жена военного фотокорреспондента. Так я познакомился со знаменитым фотографом, ветераном карабахской войны Али Гафаровым.
01.
В этот двор мы попали совершенно случайно. Просто гуляли по Советской и один из жителей окликнул нас. «А чего вы внутрь не заходите? Не интересно?"

02.
Конечно интересно! Но это же жилые дворы, там люди живут! «Да ладно, чего вы! Это же история! Почти музей! Заходите!"

03.
Действительно, почти музей. Этому двору более ста лет, как и домам вокруг.Он строился и перестраивался, ремонтировался и надстраивался.

04.
В этих исторических стенах семья нашего дружелюбного хозяина живет уже несколько поколений.

05.
»А кто это тут ходит, фотографирует?» Из соседнего дома в тот же дворик вышел пожилой человек.
«Ну вот, сейчас начнется», подумал я. И был прав.

06.
Мы начали путано объяснять, что мы сами не местные, туристы, отбились от поезда и нам просто интересно посмотреть на стремительно исчезающий старый Баку.
«Да ладно, что уж вы. Я сам фотограф, Али меня зовут. Али Гафаров. Не слышали наверное. А у меня фейсбук есть! Вот зайдите, посмотрите! Аааа, не работает! Пойдемте в дом, попьем чаю, я вам на ноутбуке покажу."

07.
»Вы уж нас извините, мы не ждали гостей. Пирог вот затеяли.» Хозяева немного стесняются своего дома, хотя внутри чисто и аккуратно. Просто катастрофически мало места.

08.
«Да, это быт. Я сам так порой в гости заходил, разговаривал, а тем временем снимал.»
«Мы раньше в другом доме жили, а в этот недавно переехали, временно», - включается в разговор жена фотографа Товат. Знаток объективов и мастер по изготовлению пирогов. «Вы меня Тома зовите. Так привычней и проще."

09.
Тем временем Али открыл свою страничку фейсбука. С военными фотографиями. Следующие полчаса мы стояли открыв рты и слушали рассказы про жизнь, про артиллерийские установки на камазах, про гранатометы из канализационных труб, про людей, войну и смерть.
Я немного расскажу биографию фотографа и проиллюстрирую ее его же фотографиями, взятыми из Facebook.

10.
Родился Али в 1943 году в Баку. После школы получил среднее специальное образование по профессии "фотограф" и ушел в армию. По возвращении домой двадцать с лишним лет работал фотокорреспондентом в различных азербайджанских газетах. Снимал государственные праздники, социальные репортажи, покосы и удои, спорт. Конечно же, больше всего снимал людей. Для «Учителя Азербайджана» фотографировал учителей и учеников образовательных учреждений, для «Физкультурника Азербайджана» снимал советских спортсменов, в «Литературе и искусстве» печатались фотографии Пугачевой и Кикабидзе авторства Али.

11.
Распад СССР и 1992-й год стали сложными для всех на постсоветском пространстве. Вместе с независимостью в Азербайджан и Армению пришла карабахская война.
Война стала народной с обоих сторон. В регулярную армию записывались добровольцы, местные жители партизанили на своих исконных землях. В таких войнах нет правых или виноватых. Давняя вражда между народами просто спала какое-то время, но ни на миг не прекращалась и даже сейчас при упоминании Армении или Карабаха лица азербайджанцев, еще секунду назад приветливые и улыбчивые, меняются на замкнутые и сосредоточенные. Думаю, не ошибусь, если скажу, что и в Армении происходит то же.

12.
Али Гафарову было почти пятьдесят лет, когда он оставил гражданскую работу фотокорреспондентом и пошел фотокором в газету «Народная армия». Али стал военным фотокорреспондентом. Он неоднократно был на передовой, ездил на броне, здоровался за руку с командирами и бойцами, видел своими глазами последствия войны и жизнь беженцев. Из короткого общения я понял, что он не любит вспоминать подробности. Он снимал многих, но мало кто из них выжил.


13.
Зато Али увлеченно рассказывает о том, как было технически трудно снимать залпы артиллерии: «Трудней всего три залпа одновременно поймать. Я вот два поймал!"

14.
Более трехсот командировок на фронт… Сложно представить, что пережил этот человек. Он не убивал, но смерть была вокруг и он был ее хроникером.

15.
А потом переживал все по второму разу в своей красной комнате, вычитывая негативы и всматриваясь в проступающие силуэты на бумаге в кювете с проявителем. Этот человек назвал меня коллегой. Я очень тронут, но ей богу недостоин такой чести.

16.
До выхода на пенсию Али работал в нескольких изданиях Минобороны и его фотографии использовались в нескольких книгах и альбомах. В 1998-м году на основе его фотоматериала вышел большой фотоальбом «Очевидец», рассказывающий об азербайджанской стороне военного конфликта.

17.
Али говорит, что у него еще тысячи негативов, которые нигде не использовались и на основе которых можно издать не один фотоальбом. Они лежат где-то там, на антресолях. Там же лежит и старенький Зенит с походными кофрами…

18.
Али давно уже не снимает. У него есть мечта: сделать репортаж про конец войны. Последний бой, после которого наступит вечный мир и все вернутся в свои дома.

19.
На прощанье Али и Тома просили передать привет всем московским знакомым. Я обещал, конечно. Вот, передаю.
«Вы приезжайте к нам в следующем году! Мы переехать должны, эти дома под снос попадают. Мы вас нормально примем, я вам такие места покажу, такие ракурсы!"


|
</> |