ФРС и ЦБ РФ недовольны инфляций

1. Совет по денежно-кредитной политике ФРС (FOMC*) на своем заседании 12-13 сентября решил, что без дальнейших стимулирующих мер экономический рост в США не сможет генерировать устойчивое улучшение ситуации на рынке труда. Творцы долларовой денежно-кредитной политики также высказали озабоченность рисками для экономического роста, идущими с внешних рынков. Очевидно, это намек на новую, первую после 2008-09, «техническую» (2-х квартальную) рецессию в евро области, и все еще сохраняющуюся «дефолтофобию» на европейских облигационном и банковском рынках, несмотря на решительность ЕЦБ в борьбе с «рыночным безумием».
В этих условиях на возможные инфляционные последствия стимулирующих мер можно не обращать внимания. Риски, что инфляция в США в среднесрочной перспективе превысит целевые 2 процента, сколько бы денег, выражаясь на народном наречии, не «напечатала» ФРС, практически отсутствуют. В действительности в ходе своих «количественных смягчений» Центробанки вовсе не печатают деньги, а лишь расширяют свой баланс. Это в условиях подавленной экономической активности крайне слабо воздействует на денежную массу, а последняя оказывается крайне слабо связанной с движением уровня цен. Стимулирующие мер нацелены не на то, чтобы «дать экономике дополнительные деньги», а на повышение цен активов, включая цены на рынке недвижимости, что приводит в действие «эффект богатства» и увеличивает залоговую массу, а также – на тесно связанный с ними уровень долгосрочных процентных ставок**.
ФРС усилила одну 2-х из ранее действовавших стимулирующих мер, а именно «вербальную», продлив свой прогноз, что целевой уровень ставки денежной политики (FFER) сохранит нынешний низкий уровень 0-0.25% год. до середины 2015. Подтверждено приятое ранее решение обменять до конца года все имеющиеся у нее на балансе краткосрочные гособлигации долгосрочными (операция twist). Дополнительно принято решение покупать облигации, обеспеченные ипотечными закладными (MBS), в темпе 40 млрд. долл. в мес. Это значительно ниже, чем темп покупок активов в ходе предыдущем раунде «смягчения» (около 100 млрд. долл. в мес.), а также первого «кредитного смягчения», направленного на замещение кредитных программ ФРС, введенных в острой фазе кризиса, и поддержку рынка MBS.
Новая операция совмещает в себе элементы «количественного смягчения», поскольку будет расширять баланс, и «кредитного смягчения», поскольку направлено на поддержку конкретного кредитного рынка – ипотечного, активность на котором, несмотря на беспрецедентно низкий уровень ставок, все еще не высока. В целом объем операций, нацеленных на снижение уровня долгосрочных ставок, будут составлять до конца года 85 млрд. долл. в мес.
Конкретные сроки и общий объем последней операции, как и ожидалось, не ограничены, она будут продолжаться до тех пор, пока ситуация на рынке труда существенно не изменится. Кроме того, ФРС в этом случае не исключает возможность использования других мер стимулирования, не угрожающих ценовой стабильности. К числу наиболее агрессивных мер такого рода относится переход к таргетированию уровня цен/номинального ВВП путем неограниченного по срокам и объемам «количественного смягчения».
Трудно пока сказать, в какой мере будут эффективны принятые решения. На самом деле никакой волшебной палочки, взмахнув которой денежно-кредитный регулятор может чудесным образом ускорить рост экономики или увеличить инвестиции, пока сами хозяйствующие субъекты того не захотят, у него нет. Но люди, находящиеся во главе ведущих Центробанков, обычно не только грамотные экономисты, но и тертые политики. Как экономисты, они понимают, что большинство действий, которых от них ждет общественность и рынки, не дадут в лучшем случае решительно ничего. Но как политики, они должны снять с себя обвинения в бездеятельности, и что-то такое, по возможности, не особо вредное, периодически выдавать на-гора, или хотя бы постоянно обещать.
![]() |
![]() |
2. Принятое банком России решение ужесточить денежно-кредитную политику (ставки по всем его операциям с пятницы выросли на полпункта), пожалуй, казалось неизбежным уже пару месяцев назад. Однако из-за переноса планового повышения административно регулируемых тарифов до июля-августа для этого не было объективных ориентиров – инфляция была «отложена» и в погодовых показателях выглядела совершенно безопасной. После того, как плановое повышение тарифов состоялось, стало очевидно, что инфляционные риски значительно выросли, тогда как риски торможения экономического роста ниже потенциала – невысоки.
Постепенную подготовку банковского сообщества и бизнеса к повышению ставок Банк России начал еще пару месяцев назад. Несомненно, что это решение будет неоднозначно встречено бизнес-сообществом и журналистами. Есть «ходовой» набор аргументов, указывающий, как раз, напротив, на недостаточную кредитную активность банков. Это и вяло растущие с ноября прошлого года инвестиции, и то, что корпоративный кредит растет медленнее номинального ВВП, а денежный агрегат М2 с начала года вырос лишь на 0.4%.
Однако номинальный ВВП растет за счет повышения цен нефти на внешних рынках, и примерять к нему что-либо, не делая поправку на изменение условий торговли, так же некорректно, как оперировать показателями без снятой сезонности. Сжатие денежной массы – чисто сезонное, почти весь ее годовой прирост у нас выпадает на декабрь. С точки зрения влияния на инвестиции эффект избыточно стимулирующей политики в целом обратный. Инфляция увеличивает риски инвестирования. Особенно неблагоприятно она сказывается на стоимости обслуживания долгосрочных кредитов, таких как ипотека, завывшая номинальные ставки процента и перенося основную нагрузку по обслуживанию этих кредитов на начальный период. И т.п.
В краткосрочном плане решения ЦБ в сочетании с решениями ФРС поведут за собой укрепление рубля к доллару, но не надолго. Здесь должен сказаться единовременный эффект «овершутинга», после чего рубль может несколько ослабеть.
Ранее по теме: 1, 2, а также комментарии Хапуги.
* Я знаю дословный перевод, но приведенный выше точнее отражает функции Комитета.
** Очень грубо, цена (капитализация) актива p обратно пропорциональна уровню (долгосрочной) процентной ставки: p = q/r, где q – текущая доходность актива, r – процентная ставка.
|
</> |