Фройд как мессия

Путь Фройда - яркий пример того, как протест против
явления приводит к перекрытию и принятию этого явления.
Он начинал как оппозиционер религии, а в конце жизни создал
теорию влечений к жизни и смерти, которая точь-в-точь повторяет
христианскую концепцию бога и дьявола как основных начал мира.
Влечение к жизни суть творчество, к смерти - компульсия - суть
пресечение творчества. А где творчество - там и Творец. Еще раньше,
у язычников, это учение существовало в образах живой и
мертвой воды: мертвая преодолевает фрагментацию
(собирает рассеченного на множество частей Ивана-царевича воедино),
живая - оживляет.
Религиозная мысль, по крайней мере, это касается
авраамический религий, зиждется на противопоставлении идеала и
смотрящего на него грешного человека. Это смотрение должно
напоминать человеку о непреодолимом неравенстве между ним богом.
Покаяние здесь - основной метод исцеления, напоминающий человеку о
собственной грешности. Это лекарство против фантазий всемогущества
- основного пограничного и психотического имптома,
ввергающего своего носителя в прижизненный ад.
Фройда можно рассматривать как мессию, пришедшего напомнить
человеку о грешности его - а викторианской человек настолько
стремился к идеалу безупречности, что почти позабыл о своем праве
на грех. "Ты прелюбодействуешь в мыслях своих, да еще и с матерью
своей", - вот что, по сути, выкрикнул австрийский мальчик голому
викторианскому королю.
|
</> |