Франков

Я как-то задал себе вопрос – кто на меня в жизни больше всего повлиял. Понятно, мама и папа, дедушка и бабушка. Несколько человек друзей, близких и коллег. Несколько человек из числа выдуманных – из художественных произведений. А если брать тех, кто что-то писал, то Ярослав Голованов, Евгений Ройзман и Артём Франков.
Когда-то очень давно я ехал из Одессы в Москву, а билетов не было. Доехал до какого-то райцентра, оттуда на ПАЗике до Винницы, оттуда на электричке до Казатина. Там я часов пять ходил ночью по вокзалу, напоминающему замок графа Дракулы, периодически подходя к кассе узнать про билеты. Борясь со сном, я ходил кругами, а потом купил местный журнал «Футбол» - ну, мало ли, взбодрюсь. Взбодрился – ничего подобного я до тех пор вообще не читал и не предполагал, что так в принципе можно. Добрая кассирша нашла мне какой-то последний билет часа в три ночи, причем денег я ей приносил как-то порциями, сначала на весь не хватило. Журнал «Футбол» изменил мою жизнь. Главным редактором и двигателем всего там был Артём Франков.
Вообще возникновение «Футбола» в конце 1990-х было чудесным случаем. Насколько я понял, команда Артёма была первым чемпионом Украины по «ЧтоГдеКогда» и почти в полном составе перешла в новый журнал – это сочетание сделало проект заведомо необычным. Думаю, в лучшие времена «Проджекта», поступи нам такое предложение, мы тоже могли бы организовать что-нибудь интересное, но предложение нам не поступило – времена были другие; а Артём Вадимович оказался в нужное время в нужном месте.
Артем фантастически легко писал, при этом постоянно бросал читателю вызов – какие-то факты, отсылки, что-то, что развивало твой кругозор как читателя. Иногда это было просто очень смешно. Думаю, что ни блога «Периферия», ни книг «Россия через хоккей» не было бы (по крайней мере, в таком виде), если бы не влияние Артёма. А его фантастической работоспособности я всегда мог только позавидовать – я не так мало успеваю, но скорее за счёт планирования; он же, казалось, так или иначе работал или творил всегда.
Я как-то пытался хотя бы что-то опубликовать в «Футболе» - вполне себе амбициозная цель. Артём предложил взять любую тему и написать. Но что-то натужно у меня вышло, не варился я в той атмосфере – я и сам это быстро понял.
У меня в деревне несколько коробок со старыми номерами журнала, а на полках – порядка 20 книг Артёма (или написанных с его участием), в том числе шикарные серии «Чемпионаты Мира» и «Чемпионаты Европы». Но, конечно, я надеялся на пополнение.
Нам надо помнить, что война плоха еще и этим. Как-то мы привыкаем что ли, как это ни грустно звучит, думаем про геополитику, а ведь хуже всего ее вот такие практические последствия. То в детей где-то ракета прилетит, то вот лучшие люди уйдут лет на 20 раньше, чем могли бы. Артем был абсолютно добрым, мирным человеком, думал, писал и говорил по-русски, имел множество друзей в России; при этом любил Киев и Украину и не мыслил свою жизнь без них. Я думаю, ему от происходящего было крайне тяжело, что и привело к инсульту. Теперь ни на похороны съездить, ни семье даже толком не помочь.
Спасибо за всё, Артём.
Мне очень жаль.
|
</> |